Мужчина с холодной мамой. Равнодушная мать. Вид снаружи. "Смотри как красиво,"- последняя попытка привлечь мать

Отношения между матерью и дочерью нередко оказываются одними из наиболее болезненных, и об этом уже всерьез говорят многие психологи и исследователи. Дело в том, что для успешного функционирования взрослого человека в обществе ребенок должен получить от родителя достаточное количество любви. Однако по многим причинам девочки растут в дефиците внимания и заботы от матерей. Иногда родительницы предпочитают больше думать о сыновьях; иногда - видят в ребенке "конкурентку". Причины могут быть разными, однако результаты эмоциональной холодности неизбежно сказываются на развитии будущих женщин.

Почему для девочек важна материнская любовь?

В целом, она нужна для детей обоих полов. И мальчики, и девочки должны получать от родителей внимание и заботу. В будущем это позволяет им успешно строить отношения с другими людьми, заботиться о самих себе таким же образом. Но, как уже было сказано, девочки в этом плане нередко "отодвигаются" матерями на второй план. Если по каким-то причинам у ребенка не было подобного опыта, то он может оказаться в постоянном замкнутом кругу поиска источника любви вне себя. В будущем такая женщина будет искать способы самоутверждения и получения внимания где угодно, но только не в кругу возможностей собственного "Я".

Отношения с матерью являются как бы будущим барометром для всех последующих взаимоотношений - с самим собой, друзьями, коллегами, детьми. Родительская любовь в будущем помогает формировать:

    Самоидентификацию, ощущение собственного "Я". Умение понимать свои потребности, желания, их приемлемость и уместность.

    Самооценку, уверенность в себе. Женственность, привлекательность для противоположного пола.

    Способность заботиться о себе.

    Умение соответствовать определенной социальной роли.

Отрицательные последствия эмоциональной холодности матери

Напряженность в отношениях с матерью является одним из основных факторов, нередко приводящих всевозможным физическим, эмоциональным, психологическим нарушениям. Проявляться они могут в форме депрессий, тревожности, расстройств пищевого поведения, плохой самооценки (нередко дочери таких матерей говорят о том, что у них самооценка "в принципе отсутствует"). А также могут иметь место и многочисленные проблемы иного плана:

    Слишком высокие, нереалистичные ожидания от себя самой и от других людей. Нередко такое случается в тех случаях, когда мать требует от дочери слишком многого, или пытается посредством ее осуществить собственные мечты.

    Уже взрослая женщина может страдать от постоянных навязчивых мыслей, получивших общее название "внутреннего критика". Матери нередко слишком сильно контролируют или критикуют дочерей, и именно это приводит к формированию подобного нарушения личности.

    Отсутствие самоуважения, чувства собственного достоинства, сострадания к себе и уверенности в себе. Так как матери самой не хватало этого чувства, то и дочери она дать ничего не смогла.

    Постоянное желание угождать другим и заботиться о них в ущерб себе.

    Неумение удовлетворять свои потребности.

    Стремление преуменьшить собственную красоту, интеллект, достижения.

  • Серьезные проблемы в личных отношениях. Неумение построить нормальной связи с мужчиной - даже если на его месте оказывается любящий и понимающий человек.
  • Опыт австралийского психолога: внешние симптомы, глубокие причины

    Вот что рассказывает психолог из Сиднея Джоди Гейл: "В течение 15 лет я занималась проблемами эмоциональной и духовной жизни женщин. Очень часто ко мне приходили девушки, страдавшие от таких симптомов, как расстройства пищевого поведения, или же трудности во взаимоотношениях. Конечно же, теперешние их проблемы можно облегчить. Однако в таких случаях очень длительное время должно посвящаться тому, чтобы женщина психологически отделилась от матери (а также от отца и других значимых для нее личностей)".

    "Нередко это занимает очень много времени, и требует больших усилий от клиентки. Женщина начинает задумываться о том, кем она является в действительности, каково ее место в обществе и так далее. От нее нередко требуются очень большие эмоциональные вложения. В процессе психотерапии она избавляется от тех ложных установок, которые годами в ней формировались. В итоге клиентка принимает тот факт, что мать нельзя изменить. От нее не получится добиться любви и понимания, как бы этого ни хотелось. Взрослая дочь принимает родительницу такой, какая она есть, и отделяется от нее психологически".

    "Комплекс мертвой матери" Андре Грина

    Феномен такого рода отношений впервые был выделен теоретиком психоанализа Андре Грином. Исследователь назвал его "комплексом мертвой матери". Смысл, конечно же, не в том, что умирает или отсутствует сама родительница; она "мертва" для дочери психологически, так как постоянно для нее недоступна. В свою очередь, у этого тоже есть причины - проблемы в браке, гибель близких, депрессия. Грин полагает, что "мертвая мать" играет ключевую роль в развитии психики ребенка. Уже в младенческом возрасте малыш получает от родительницы импульсы агрессии, гнева, тревоги. Ребенок сам оказывается в водовороте этих переживаний с первых месяцев жизни. Хорошо, когда мать осознает собственные враждебные побуждения. Тогда, по крайней мере, малыш "случайно" не оказывается в опасности: не падает "ненароком" с кроватки; мать не ударяет его, когда "совсем не хотела" и так далее.

    Можно ли наладить отношения?

    Как и в любом типе коммуникации, в связке "мать - дочь" ответственность несут обе стороны. Каждая из них должна работать над собой и над отношениями (если есть желание их сохранять). Когда связь становится слишком токсичной, наполненной негативными эмоциями, рекомендуется обратиться к грамотному специалисту. Терапия помогает дочери отделиться от матери, хотя это, как уже говорилось - достаточно болезненный процесс.

    Матерям психологи советуют:

      Проявлять заботу и сочувствие по отношению к дочери, а не критику. Не бояться показаться слишком уязвимыми.

      Не избегать обсуждения болезненных вопросов. Это может создать ощущение изолированности друг от друга.

      Стараться слушать дочь, спрашивать о том, чего бы она хотела от вас.

      Ценить ее независимость, ощущение собственного достоинства.

      Вырабатывать чувство собственного достоинства у себя. Не полагаться на дочь в удовлетворении личных потребностей.

      Постараться как можно лучше узнать саму себя.

      Найти хорошего психотерапевта, помогающего разобраться в вашей личной истории. Отношения между психологом и клиентом становятся образцом того, какой должна быть связь в ситуации принятия и сострадания.

      Постараться быть благодарной за те положительные моменты, которые были усвоены от матери.

      Проанализировать те негативные вещи, источником которых стала родительница. Практиковать сострадание к себе, а со временем - и сочувствие к матери (ведь ей, скорее всего, также пришлось пострадать, иначе ее отношение могло быть иным).

    Что еще может сделать дочь для себя?

    Одна из главных задач взрослых женщин, которые росли в семьях с холодными и отстраненными родительницами, состоит в том, чтобы наладить мир в своей душе между той частью, которую они принимают в себе, и той, что отвергают. Задача заключается в том, чтобы полюбить себя - даже те проявления своей личности, которые вызывают неприятие. Как правило, происходит это в процессе психотерапии, так как именно терапевт становится образцом здоровых человеческих отношений. Когда дочь исцеляется, то связь с матерью перестает приносить ей столь сильную боль и страдания, хотя и сама мать не меняется при этом.

Анна, топ-менеджер крупной компании, в тот день провела массовые сокращения персонала – она назвала это красивым словом «оптимизация», что означало: безжалостные увольнения, невыплату зарплат, а тем, кто остался, выписала крупные штрафы (ею разработанные схемы начисления дохода позволяли это делать легко и легально). Она чувствовала себя важной и нужной на работе, и засиживалась на ней до ночи. Но выходя из офиса, и садясь в свою иномарку, ее вновь мучили мысли о пустом доме, холодной кровати и дочери… которая давно стала скорее обузой, чем ребенком, о котором хотелось заботиться…

Успешная бизнес-леди Анна имеет все: квартиру машину, карьеру, любовников… Но вот только такое чувство как любовь ей недоступно. Почему ее душа покрылась пластами, и она перестала доверять, сочувствовать и любить?

Когда ребенок рождается, то в первый год жизни, для него крайне важен не механический уход матери, а эмоциональный диалог с ней. Это означает, что при кормлении грудью, например его, нужно чувствовать, передавать любовь взглядом, нежно держа его руками, ласково разговаривать с ним, даже мысли матери передаются новорожденному. Малыш должен наиграться грудью и после кормления: пососать ее, немного покусать и ни в коем случае нельзя его этого лишать, а тем более наказывать. Например, мать, которая живет в неблагополучной обстановке, переживая стрессы, находясь в тревоге, не сможет полноценно чувствовать ребенка. И тогда мы можем наблюдать картину: на одном уровне она проявляет свою любовь к нему, но на другом — ее тело атакует малыша – она заталкивает сосок в рот, потому что сам малыш его выталкивает, заливает ребенка молоком, держит его как мешок с картошкой и т.д. И все это навсегда откладывается в психике ребенка! Ведь первые полгода – это резерв любви, которую он получает, на всю оставшуюся жизнь. И если эмоциональный диалог с матерью был нарушен, то ребенок не получит в достаточной мере запаса любви, и даже когда станет взрослым будет пытаться это компенсировать: шопоголизм, обжорство, наркотики, азартные игры, беспорядочная сексуальная жизнь и т.д. Также о нарушениях первого года говорят: косоглазие, постоянное повышение или понижение температуры, кожные заболевания и многие другие психосоматические заболевания.

Анна имеет все: квартиру машину, карьеру, любовников… Но вот только такое чувство как любовь ей недоступно…

Был проведен эксперимент над новорожденными обезьянками, их кормили с бутылочек, которые были вставлены в муляжи, т.е. их кормили «роботы», а не матеря. Эти обезьянки получали чисто механический уход: их кормили, убирала за ними, но не давали эмоционального контакта с матерями. К сожалению, все эти малыши умерли!

Австрийский император Фридрих II провел ужасающий опыт: двенадцать новорожденных оторвали от матерей и поместили в шикарные царские апартаменты, им механически подносили еду и ухаживали за ними, но никто не разговаривал с детьми. Императора интересовал вопрос: «На каком языке заговорят дети?». К сожалению, никто из детей так и не заговорил, более того все они умерли до двухлетнего возраста. Все эти эксперименты еще раз подтверждают, что для ребенка очень важен чувственный диалог с мамой!

Когда мать кормит ребенка то в ее организме выделяется «гормон ласки» окситоцин – с одной стороны это физиологический процесс, а с другой психический т.к. происходит под действием чувств к ребенку. Если же мать, у которой нарушен свой нарциссизм, не чувствует своего ребенка, является тревожной, депрессивной, которая сама не получила любви от своей матери, то этот процесс нарушается и ребенок не дополучает окситоцин, а в результате в его организме не вырабатывает «гормон счастья» эндорфин. Как мы видим психика и физиология тесно взаимосвязаны: дети, не получившие любви, страдают всю жизнь! Недостаток любви матери часто приводит к формированию младенческой депрессии (которая вначале проявляется как плохой сон или дерматиты), и чтобы от нее защититься Эго ребенка перестает привязываться к объектам, оно затапливается влечениями из бессознательного. В норме наша психика распределяет сексуальные и агрессивные влечения в примерно равном соотношении: часть этих влечений направляются на нас, а часть на окружающих. Но в случае детей, у которых была холодная мать, у которой нарушен собственный нарциссизм, происходит сбой: т.к. они не получили любви, то привязаться к другим для них большая опасность, в результате они защищаются от этого: сексуальные влечения направляются на себя, а агрессивные на окружающих – это называется «нарциссизм». И это трагедия! Это боль, которая будет пронесена сквозь всю жизнь человека! Это слезы, которые застряли очень глубоко и хотят вырваться на поверхность!

Так и вырастают бизнес-леди как Анна, например. Внутри нее глубокая депрессия, от которой она защищается активностью: работа допоздна, ее график расписан поминутно. При этом она не способна привязываться к объектам, она не проявляет сочувствие, т.к. ей само не знакомо чувство любви – ей ничего не стоит уволить, не выдать зарплату, даже свою дочь она воспринимает больше как обузу, чем как ЛЮБИМОГО ребенка. Внутри она чувствует себя брошенной и не нужной, но защищается от этого. Сексуальные влечения направлены на нее, отсюда грандиозность: «Я успешная бизнес-леди!», а агрессивные влечения – на окружающих, другие для нее только функции, которые должны удовлетворять ее потребности. Даже дочь для нее только функция, которая должна подтверждать то, что Анна успешная женщина и в работе и в личной жизни, при этом желания самого ребенка игнорируются. Часто такие матеря рожают детей «для себя», и растят его без отцов. Такие люди относятся к другим как к левой ноге. Представьте такую ситуацию: человек просыпается, ему нужно срочно сходить в магазин, а левая нога ушла. У человека это вызывает ярость: «Где моя нога?! Ты нужна мне!!», т.е. нога – только функция, которая должна удовлетворять хозяина, и ее собственные желания его не интересуют.

Недавно я написала статью об особенностях внутренней феноменологии детей, выросших у "убивающих мертвых матерей".
Это матери, которые, конечно, живы, находятся рядом со своими детьми и даже о них заботятся.
Со стороны, некоторые могут их даже счесть идеальными...Но есть одно НО..
Их дети никогда не чувствовали рядом с такими матерями себя по- настоящему любимыми, нужными, важными и принятыми.

Чаще всего феномен "убивающей мертвой матери" встречается у детей "мертвых матерей". Этот термин ввел Андрэ Грин и подробнее об этом синдроме можно прочитать.

В этой статье я хотела бы рассказать о особенностях поведения людей, выросших именно у "мертвой убивающей матери". (термин заимствован у Синевич Ольги .)
Важно обозначить, что у "мертвой убивающей матери" чувство любви всегда сопряжено с агрессией, осознаваемой или неосознаваемой.

Это происходит потому, что в детстве они не смогли получить любовь и тепло от самого важного и дорогого для них человека - матери. И теперь любая любовь и привязанность подсознательно ассоциируется с опасностью и разочарованием, что всегда порождает злость и агрессию. Эта злость и агрессия впоследствии распространяется и на другого важного человека в их жизни - на ребенка.

Т.е, чем интенсивнее степень привязанности и любви, тем выше степень агрессии.

Обычно агрессия такой матери проявляется в:

Постоянных нападках и требованиях к ребенку;
- желанием изменить ребенка и сделать его лучше;
- упреки в адрес ребенка в недостаточном уважении и любви;
- гиперконтроль и гиперопека;
- излишняя сосредоточенность на болезнях ребенка (влияние вытесненной агрессии);
- беспокойство о возникновении неприятных ситуаций с ребенком, несчастных случаев (влияние вытесненной агрессии);
- сосредоточенность на своих проекциях, а не на личности ребенка;
- полное или частичное отсутствие эмпатии;
- частые вспышки некотролируемой агрессии;
- хаотичное поведение и непредсказуемость матери (сегодня так делать можно, а завтра за это уже следует наказание).

Связи с подобными особенностями матери, ребенок, в свою очередь вырастает и со своими особенностями:

Повышенная тревожность и ожидание опасности, беды, несчастного случая, скорой смерти; (интроецируемая на самого себя вытесненная материнская агрессия);
- ощущение "дыры" в сердце и расщепленное восприятие самого себя;
- частичное или полное отсутствие представления о самом себе (мои особенности, ценности, желания);
- страх ошибки и "неправильного выбора" (особенно последствий данного выбора);
- вечный поиск "универсального рецепта"- как перестать быть собой и стать кем-то лучше;
- низкая самооценка;
- аутоагрессия, часто неосознанная (иногда подсознательное стремление к смерти);
- неспособность к принятию любви, поддержки и заботы от окружающих;
- часто отсутствие желания отдавать любовь, поддерживать и заботиться о близких;
- постоянные сомнения в любви, уважении и принятии к себе других людей;
- аффективные вспышки агрессии (не поддающиеся контролю);
- нарушение чувствительности;
- отсутствие осознания собственных чувств любви (часто эти чувства также сопровождаются агрессией).

Таким образом, мы можем пронаблюдать, что данный феномен практически переходит из поколения в поколение.
Для тех, кто узнал в себе и в своей маме часть данных признаков, наверное почувствовали беспокойство за себя и своих близких.
Но эта статья не о безысходности и "снежном коме", а об излечении и пути обнаружения Любви внутри себя.
Существует некоторое наблюдение, которое может помочь многим людям в "исцелении".

Первый шаг- это осознание своей агрессии. Агрессии к собственному ребенку, мужу или жене, родителям и другим близким.

Второй шаг- это заметить выражение этой агрессии по отношению к близким (" а почему я сейчас подумала, что если ребенок намочит ноги, он обязательно заболеет и умрет", " почему я столько внимания уделяю недостаткам моего ребенка", " почему мне иногда приходят в голову мысли о том, что подойдя к кроватке ребенка, я могу обнаружить, что он уже не дышит")

Третий шаг- научиться контролировать свои аффективные выплески агрессии. Это долгий и трудный процесс. Постепенно осознавая скрытую для себя ранее агрессию, аффектов будет становиться меньше. Но здесь важно останавливать себя «передо мной мой ребенок, я люблю его. Это злость не к нему. Это злость и обида моего внутреннего ребенка, на мою мать. То что сейчас происходит- это мои проекции, которые не имеют никакого отношения к моему ребенку. Ребенок меня любит, он не желает мне зла. Он не хочет лишить меня своей любви».

Четвертый шаг- осознать, что та агрессия, которую вы в себе обнаруживаете- это и есть ваша любовь.
Просто когда-то давно, любить для вас стало очень опасно. Любовь полна разочарований, обид и боли. Со временем, возможно, вы и вовсе забыли, что такое чувствовать любовь. Так вот- ниточкой, которая приведет вас к вашей любви и есть ненависть и злость.
Если вы злитесь, ненавидите- постарайтесь почувствовать свой страх и свою обиду. Именно за ним и есть то заветное чувство, которое когда-то было похоронено в детстве.
Впустите это чувство внутрь себя. Это безусловное чувство любви, на которое способны только дети по отношению к своим родителям. Впустите и ощутите. Вместе с любовью возможно придет много боли и много жалости к себе.

Пятый шаг - оплачьте свою судьбу, свое детство, свою мать, свою неслучившуюся любовь. Проживите это горе. Проживите горе, осознав, что ничего уже не изменить. НИКОГДА вы не почувствуете себя нужным, принятым, любимым и уже не получите нужной поддержки от своей матери. Это все было нужно и важно там и тогда. А здесь и сейчас уже давно нет этого ребенка, и нет уже и той матери. Осталась лишь способность любить. Любить так, как когда-то любил свою мать тот ребенок.

Шестой шаг- примите свою судьбу, свою мать, свои особенности. Разрешите себе быть таким. Вы уже прошли слишком долгий путь из страданий и переживаний. Теперь вы достойны счастья. Вы действительно имеете на это право.

Седьмой шаг - не теряйте свою любовь из виду. Помните, что все, что вы делаете, даже все ваши аффекты - всем этим движет любовь. Однажды чаша весов перевесит. А "дыра" в сердце заполнится любовью, но теперь вашей любовью, которую вы сможете передавать своим детям, постепенно исцеляя себя и следующие поколения.
Потому что вы внутри полные. Вы способны любить.

Для здорового развития ребенку жизненно необходимы любовь, душевное тепло и эмоциональный контакт со значимыми взрослыми. Но не все родители способны дать это детям. Причин тому может быть много: от психических заболеваний и личностных расстройств до поглощенности своей работой или другими делами. Довольно часто это незрелые личности, которые сами точно так же страдали в детстве.

Есть разные типы холодных родителей: отвергающие, эмоционально отстраненные, эгоцентричные, нарциссичные, зацикленные на карьере. Но в любом случае их детям отчаянно не хватает любви, чувства безопасности и привязанности, что в будущем может привести к серьезным психологическим проблемам. Вот самые типичные из них.

Трудности в отношениях. Отношения, которые складывались в детстве, во многом предопределяют, как мы будем строить отношения с другими людьми во взрослом возрасте. Те, кого любили, о ком заботились, с большой вероятностью и сами будут проявлять эти качества в жизни. А те, кто ребенком пережил грубое обращение или отвержение, обычно склонны занимать оборонительную позицию и чрезмерно защищать себя. Кто-то испытывает трудности с установлением длительных отношений и поэтому предпочитает короткие неустойчивые связи. Но хочу подчеркнуть: это правило не абсолютно, и не обязательно у детей эмоционально холодных родителей будут такие проблемы. Кому-то удается стать намного лучше, чем были родители.

Страх привязанности и любви. Подростки и дети, воспитывавшиеся эмоционально холодными родителями, с большой вероятностью будут опасаться привязаться к кому-то, получать и демонстрировать любовь. Если в детстве вы не получали любви, душевного тепла, заботы от взрослого, скорее всего, ваша психика сформирует защитные механизмы, из-за которых вы будете всегда держать дистанцию с другими людьми. Таким людям трудно поверить, что они могут быть счастливы, и чувствовать себя в отношениях в безопасности. К сожалению, это затрудняет и психотерапевтическую работу с ними.

Эгоизм. Неспособность делиться с другими тесно связана с отсутствием эмоциональной привязанности и незрелым поведением. В свое время у меня был клиент, 10-летний мальчик, который очень любил играть в компьютерные игры на iPad. Его мать, которая в детстве пережила насилие, заявила мне, что не позволит сыну играть. Многие родители не разрешают детям играть, пока те не сделают уроки и не выполнят какие-то обязанности по дому. Но, к моему удивлению, у матери моего клиента были совсем другие мотивы. В конце концов, она призналась, что все дело в iPad - она потратила на него много денег и хотела, чтобы гаджет выглядел как новенький. Вот почему мальчику не дозволялось его трогать. В детстве у нее почти не было личных вещей, и поэтому теперь взрослая женщина так яростно защищала свои «инвестиции». За ее эгоизмом можно было увидеть многолетний детско-родительский конфликт. Позже, когда ее сын подрос и уже мог оценивать поведение матери, в его душе скопилось столько обиды, что он решил уйти жить к отцу. Отношения с матерью были испорчены.

Склонность к зависимости. Пытаясь справиться с тяжелыми переживаниями, человек может искать утешения в алкоголе или наркотиках, чтобы «забыться» или «заглушить боль». К сожалению, такая «самопомощь» обычно перестает в зависимость, и все летит под откос: отношения, работа и прочие важные сферы жизни для человека с зависимостью утрачивают свою ценность.

Проблемы с идентичностью и самоконтролем. Одна молодая клиентка говорила мне практически на каждой сессии: «Думаете, у вас сложились бы нормальные отношения, если бы все прежние отношения в вашей жизни были так или иначе связаны с насилием и эксплуатацией?» В таких случаях я всегда подчеркиваю, насколько важно для нас иметь твердый фундамент, связанный с моральными принципами и внятной идентичностью. Если у вас нет ясного понимания, кто вы есть, то с большой вероятностью вы будете подвержены влиянию толпы и впустите в свою жизнь любого, кто проявит к вам хоть каплю интереса. Недостаточность идентичности может толкать вас к нестабильным, поверхностным отношениям, которые не длятся долго. Но если вы знаете, кто вы такой, чего хотите, что для вас хорошо, то будете гораздо тщательней выбирать свое близкое окружение.

Утрата надежды, доверия и радости. Те, кто вырос рядом с эмоционально опустошенным родителем, живут с глубоким чувством утраты и сожаления. Такая «утрата» при живом родителе - поистине трагический опыт. Смотреть в глаза, слышать голос и вместе с тем ощущать, что мать или отец где-то бесконечно далеко, понимать, что ты не можешь вступить в контакт с человеком, давшим тебе жизнь… да, это трагично. И приводит к тому, что человек утрачивает надежду, доверие и способность радоваться. А за этим могут следовать депрессия, суицидальные намерения, самоповреждения, употребление наркотиков.

Об авторе

Психотерапевт, сертифицированный специалист по работе с психологическими травмами, семейный консультант. Ее сайт .