Нужно ли отдавать ребенка в детский садик: все “за и против” – мнение психологов. Стоит ли отдавать ребёнка в сад рано: за и против Стоит ли ребенка отдавать в садик

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к родителям в плане воспитания и образования детей. Если раньше ребенок получал первые знания в школе, то теперь в первый класс приходит уже подготовленный ученик, умеющий не просто складывать слоги в слова, но и достаточно бегло читать. Всему этому обучаются теперь в детском саду. Вот родители и волнуются, в каком же возрасте отдавать ребенка в садик, чтобы он не отстал от сверстников, но при этом не получил психологическую травму от слишком раннего расставания с мамой.

Содержание:

От полутора до двух лет

Дошкольные учреждения принимают детей в большинстве своем с 1,5 лет, однако существуют и такие (в основном частные), которые готовы взять чуть ли не с рождения. К ясельным группам предъявляют повышенные требования. Например, меньшее, по сравнению с другими возрастными группами, количество детей позволяет воспитателям уделить внимание каждому.

И все же психологи сходятся во мнении, что таких малышей отдавать в садик рано. Дело в том, что в этом возрасте привязанность ребенка к маме слишком сильна, он нуждается в повышенном внимании, опеке и заботе. Можно заметить, как дети этого возраста боятся не то что остаться без матери на несколько часов, а даже просто упустить ее из вида. Такой период длится до 2,5-3 лет .

Некоторые родители стремятся раньше отвести ребенка в садик, обосновывая это тем, что там, общаясь со сверстниками, он развивается быстрее. Действительно, программа дошкольных образовательных учреждений нацелена на раннее развитие, но не следует забывать и то, что до 2,5 лет малыши не стремятся к коллективным играм. Как выражаются педагоги и психологи, они играют не вместе, а рядом.

Источником общения, которого полуторагодовалому ребенку более чем достаточно, выступают его родные. Именно от них он получает сведения и приобретает навыки, необходимые для его возраста. Поэтому, если есть возможность, лучше не отдавать ребенка в садик слишком рано.

Видео: Зачем ребенку детский сад: мнения мам

Двухлетние малыши

Первый раз отвести ребенка в садик можно попробовать в 2 года , если в этом есть необходимость. Следует учесть, что он будет привыкать к коллективу не только психологически, но и физиологически. Пребывание в незнакомой обстановке, разлука с мамой, общение со множеством чужих людей – это серьезный стресс, способный привести к частым болезням, обострению уже имеющихся, а в более тяжелых случаях – к появлению новых.

Это так называемая адаптация, и у каждого она проходит по-разному. Поэтому необходимо готовить к посещению дошкольного учреждения не только психологически (познакомить с воспитателем и территорией детсада, будущей группой), но и физически (закаливать, больше гулять, начать принимать витамины за 1-2 месяца).

Неплохим решением станет посещение группы кратковременного пребывания (по 2-3 часа в день) или развивающие занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю. На таких занятиях, как правило, мама присутствует с крохой и даже выполняет вместе с ним некоторые задания. Малыш постепенно привыкает, что ему может быть интересно и без родителей, в кругу его сверстников. При посещении садика он будет чувствовать себя более комфортно.

Если же, несмотря на все меры подготовки, ребенок тяжело адаптируется, постоянно плачет , наблюдаются нервные расстройства, обострение заболеваний и другие неприятные проявления, то лучше еще на год оставить его дома. Чрезмерные психологические нагрузки грозят в будущем серьезными проблемами.

Видео: Советы психолога о возрасте, в котором ребенка следует вести в садик

Дети от 3 до 4 лет

По мнению психологов, это оптимальный возраст, когда нужно отдавать ребенка в садик. На это есть ряд обоснований:

  1. Возрастные кризисы (2 и 3 лет) позади, до очередного кризиса (7 лет) еще далеко, а значит, ребенок психологически более стабилен, не подвержен перепадам настроения. С трех-, четырехлетним ребенком легче найти общий язык, чем, например, с двухлетним, который во что бы то ни стало стремиться настоять на своем.
  2. Ребенок уже социально адаптирован, умеет следовать правилам, понимает, что от него требуют взрослые, выполняет поручения.
  3. Речь ребенка хорошо развита, понятна и логична, окружающие без труда понимают его.
  4. В возрасте от 3 лет ребенку необходимо общение со сверстниками, ему становится мало окружения родителей. Он способен подолгу играть со сверстниками, обучаясь во время игры.
  5. Развиты социально-бытовые навыки: самостоятельно ест, убирает за собой, моет руки, умывается, умеет одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи.
  6. Физиологические потребности дети после 3 лет способны контролировать даже во сне, просыпаясь, если захотят в туалет.

Конечно, все эти навыки должны прививаться родителями. Некоторые малыши в 2-3 года умеют делать все перечисленное, другие и в 5 лет с трудом одеваются. На самом деле, это не только облегчает работу воспитателей, но и делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении комфортным. Он уже самодостаточен, многое может выполнить сам, поэтому не испытывает психологического дискомфорта.

На самом деле, возраст, в котором маме следует отдавать ребенка в детский сад, не так важен, как наличие тех или иных навыков, показателей готовности малыша остаться без родителей на длительное время. Прежде всего, обращается внимание на то, как он строит общение с окружающими, как он воспринимает отсутствие матери, насколько развиты его социально-бытовые навыки.


Вы вовсю заняты подготовкой ребенка к детскому саду, куда ему предстоит пойти уже через несколько недель: синхронизировали режим, продумали адаптацию к детскому саду. Но в душе все еще сомневаетесь: отдавать ли ребенка в детский сад? А если он откажется туда ходить? Психолог Михаил Лабковский - категорический противник яслей, а к детскому саду относится более лояльно. Если вам нужно "еще одно мнение" про необходимость детского сада - вот оно.

В 18 лет я махал метлой в детском садике при КГБ СССР. Были тут и ясли-пятидневка. Сейчас, наверное, не все представляют, что это такое. Это когда ребенка в год-полтора относят в ясли в понедельник с утра, а забирают в пятницу вечером. Неудивительно, что из этого отделения постоянно доносился детский плач.

Дополнительный кошмар ситуации заключался в том, что родители плачущих детей жили прямо в соседнем подъезде. 30 лет прошло, а я еще слышу эти страшные детские крики, и перед глазами всплывает такая сцена: в длинных кожаных пальто работники органов идут к себе домой; увидев во дворе кого-то из родителей, из яслей выбегает нянечка и кричит: "Ну, возьмите хоть искупать!". А люди в кожаных пальто поворачиваются и отвечают: "В субботу заберем, работы много".

Еще одна история. В США в конгресс много лет поступает запрос о выделении средств на создание государственных . И много лет конгрессмены этот запрос отклоняют. Они считают, что, раз уж вы родили ребенка, вся ответственность за него должна лежать на вас, а не на государстве. И что растить детей в казенных условиях - значит вредить им. И в чем-то они, безусловно, правы.

У нас же в стране детские сады появились в качестве "средства раскрепощения трудящейся женщины-матери" и всегда считались благом. Хотя недостатков у пребывания в этих учреждениях много, а достоинство одно - то же самое: они позволяют женщине (у которой нет денег на няню) выйти на работу.

И когда мать тащит ребенка в сад и сдает воспитателю, она иногда-таки чувствует себя злой мачехой, которая бросает падчерицу в лесу на съедение волкам. И неспроста. Садик - не лучшее место для ребенка, особенно если ходить туда он не хочет.

Так что делать, если ребенок не хочет идти в детский сад ? И никакие "хоть на часик", "мама тебя скоро заберет" не действуют. Правильный ответ только один - не водить его в садик.

И на этом повествование можно было бы заканчивать.

Если бы не вопрос: а почему он не хочет идти в садик ? Миллионы детишек бегут туда вприпрыжку, а когда в конце дня за ними приходит мама, они гонят ее прочь со словами "я еще побегаю". И тут именно ваш ребенок садик невзлюбил. Есть повод задуматься и выяснить причину.

Почему ребенок не хочет идти в детский сад

Вариантов несколько.

  1. У ребенка что-то вроде социофобии. Он избегает новых мест, новых людей, не идет на контакт с детьми, опасается новых территорий.
  2. Возможно, проблема посерьзнее: у ребенка аутические проблемы. Ребенок погружен в себя и в принципе боится любых перемен.
  3. Имеет место нездоровая, даже патологическая привязанность к матери. Вплоть до того, что, когда родители уходят далеко, у ребенка поднимается температура. Такие дети, что называется, до школы спят с мамой в одной кровати и держат ее за ручку.
  4. У ребенка отставание в развитии. Считается, что отправлять детей в детский сад лучше не раньше трех лет. А в пять лет во многих странах это и вовсе считается обязательным. Можно сказать, что родителям настойчиво, до принуждения рекомендуют отдать ребенка в детсад и даже не берут потом без этого в школу. Так вот, у 4-5-летнего ("по паспорту") ребенка вполне может быть психика трехлетки. Отсюда и проблемы с социализацией. Ведь у совсем маленьких детей, например, запросто может не быть друзей - для того, чтобы дружить, заводить отношения, хоть как-то общаться, нужно созреть для этого психологически.
  5. Ребенок очень тревожный, несамостоятельный, подвержен страхам. Он не только боится, но и не знает, как себя вести в незнакомой обстановке. Причиной тут может быть гиперопека, которой его окружили в семье, где все делают за него, а сам он даже шнурки себе не может завязать.
  6. У некоторых детей на фоне тревожности такой слабый иммунитет, что они могут даже не рыдать, когда их будят в садик, - они сразу заболевают.

Что с этим делать?

Во-первых, не считать, что вот сегодня дите плачет и не хочет идти в сад, а завтра "стерпится-слюбится" и "все наладится". Не люблю эти выражения. Раз у ребенка есть проблема, раз его психика сопротивляется, значит, решить эту проблему можно либо обратившись к специалисту (к детскому неврологу, психологу, психотерапевту), либо поломав его психику.

И если он уже не плачет, а покорно одевается и плетется в садик - это не значит, что он привык. Это значит, что у него нет сил бороться с обстоятельствами. Он практически в заложниках у родителей и просто потерял способность им противостоять.

Так что настоятельно советую: если заметили один из тревожных симптомов - обратитесь к профессиональному психологу. Некоторые случаи требуют внимания, изучения и лечения. И вполне вероятно, что после вмешательства специалиста, разобравшись со своими проблемами, ребенок с удовольствием будет ходить в сад. Но вам в любом случае надо ему помочь.

Как отдавать ребенка в детский сад: инструкция для родителей

Что надо сделать обязательно, если перед первым походом в садик у вас все более-менее нормально, но есть легкое волнение:

  • взять отпуск на две недели (в крайнем случае нанять няню или привлечь бабушку);
  • договориться в детском саду, чтобы первое время (допустим, первую неделю) у вас была возможность оставаться на территории детского сада, и, как только ваш ребенок начинает сиротливо оглядываться, мама тут же выходит из-за угла;
  • вторую неделю пребывания ребенка в детском саду тоже лучше далеко от него не отходить - не сидеть в садике, но находится где-то совсем рядом;
  • первое время (от недели до двух) оставляйте ребенка в саду только до обеда, за этот срок он полностью адаптируется.

И всегда, а не только первые две недели, пожалуйста, помните, что дети воспринимают мир через взрослых и их оценку. И детский сад тут не исключение. Как только вы начинаете дергаться, садик начинает ассоциироваться с вашим напряжением и "нервами".

А если по утрам в доме сущий ад, если вы каждый раз орете что-то вроде: "Опять проспали! Вставай скорее! Опаздываем! Одевайся! Где колготки? Ты можешь побыстрее или ты хочешь, чтоб меня с работы выгнали за опоздания?". В этом случае ребенок, конечно, будет воспринимать садик как что-то проблемное и ужасное.

О том, как важно заранее приготовить одежду и вовремя вставать, думаю, напоминать не стоит.

Но попробуйте к тому же настроиться положительно и, собираясь в садик и по дороге туда, излучать спокойствие и любовь. Расскажите, как вы завидуете тому, что он идет в сад, а вы, как лох, туда пойти не можете, ведь вы уже выросли и поэтому вынуждены идти на работу. (И ни в коем случае не надо говорить, что ходить в садик - это его работа. Никакая это не работа! Это игра, прогулки, песни, танцы и прочее.)

Да, и не забывайте вовремя забрать ребенка из сада. Потому что, даже если он благополучно провел там день, если всех уже забрали, а за ним никак не приходят, он еще подумает, идти ли туда завтра.

Ну, и последнее про причины, по которым дети не хотят идти в садик, и способы разобраться с этим. Если ваш ребенок здоров, весел, любопытен, жизнерадостен, но не хочет идти в сад - оставьте его в покое: он просто не хочет туда идти.

Придумайте что-нибудь. Найдите способ не превращать детство вашего ребенка в постоянный стресс. Ведь если он так сопротивляется, а вы, пользуясь его зависимостью от вас, ломаете его волю и плюете на его желания - вы уже в раннем возрасте формируете у него неполноценную психику.

И более того: закладываете вероятность развития неврозов и психозов, страхов и тревожности, энуреза и астмы, тиков и диатеза.

Хотя, конечно, может, и обойдется. Вы хотите проверить?

Комментировать статью "Отдавать ли ребенка в детский сад"

Еще по теме "Адаптация ребенка к детскому саду":

Расскажите, пожалуйста, а как у вас происходит/происходила адаптация к детскому саду? запихиваете в группу и пусть там орет? или сидите с ребенком в раздевалке, ждете пока привыкнет и сам зайдет? Моя в группу не заходит, зато с удовольствием гуляет с детьми на площадке. Пробовали запихнуть в группу, только хуже получается.

Писала тут некоторое время назад о тяжелой адаптации дочери в детсаду; процесс идет, теперь новый вопрос - к тем, у кого дети сначала ходили в детсад до сна, а потом на полный день. Как вам удалось уговорить ребенка оставаться в саду на тихий час?

Не хочет сын в свои 3г в садик ходить, плакать еще дома начинает когда собираемся.Пробовали и гулять вместе и в группе сидеть, одного оставляли на 1-1,5 ч. Ходим так с 20 июля и пока не каких улучшений. Что не так или не детсадовский ребенок?

Детские сады и дошкольное образование: развитие речи, логопед, воспитатель, подготовка к школе. Внук подрастает и я не знаю, отдавать ли его в детский сад или лучше самой работу оставить и сидеть с ним?

Отдать на подготовительные курсы ребенка сейчас, по словам родителей, не получается. Дело близится к концу. Напишите официальный запрос в свое образование - верно ли вы поняли, что в марте следующего года вашего ребенка выгонят из детского сада.

подскажите, пожалуйста, кто прошел или проходит период адаптации к детскому саду. У кого-то есть похожая реакция на сад: ходим неделю, ребенку 2,5 года. Стал плакать во сне, и часто после просыпания минут по 30 невозможно успокоить, рыдает. не подпускает, слезы/сопли вытирать не дает, еще больше заводиться.

Идти ли в садик в 2,6?. ...затрудняюсь выбрать раздел. Детские сады и дошкольное образование. Вопрос: стоит ли отдавать в 2 и 6 или год переждать? но тогда нет никакой гарантии, что мы вообще попадём в садик... на работу я не собираюсь выходить, зимой...

Детский сад. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и Девочки, с этой записью в детские сады я совсем запуталась - подскажите- спасите:) Дети декабрьские, я их записала в сад на 2013 год.

Дочка (3,5) с удовольствием ходит в садик. Всегда с песнями и вприпрыжку. Сама говорит, что очень нравится, ни разу не плакала при расставании со мной, хотя очень домашний ребенок. Забираю после полдника в 16ч. Естественно не сразу, а постепенно к этому пришли. Так вот в саду она перевозбуждается, а последние 3 ночи вообще невыносимые были: посередине ночи она дико кричит ААААААААААААААА. Причем во сне, похоже, т.к. не плачет потом и ничего не говорит.

Отдавать или нет?. Детский сад. Детские сады и дошкольное образование. Нужно ли вообще отдавать ребенка в детский сад? Конечно речь идет не о тех, кому некуда деваться. А вот если мама не работает (и не собирается), не тяготится воспитанием и ребенок и без того...

Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно Поэтому порой особенно выбирать родителям со скольки лет отдать ребенка в садик не Дали путевку в детский сад. Нежданно-негаданно. Планировали ребенка отдавать в 3 года, не...

Пошли в сад в 3-й раз 1-го сентября. На сегодняшний день были в садике 2 недели. Схема все та же: 5 (уже не 4!) дней в саду - ... Сопли - ларингит/трахеит/отит. Круп чуть было не случился, но я уже опытная мамаша, предотвращаю. Раньше в садик шла со слезами, сейчас ей нравится. Уйти из сада я решу только по очень серьезным причинам, т.к. считаю садик необходимым для дочкиного развития.

Моей дочке 2 года и 4 месяца. Уже месяц дочка ходит в ясельки. Однако каждое утро как мы приходим в детский са, ее во время раздевания начинает рвать!!! По словам воспитателей потом дочка довольно быстро успокаивается, кушает, играет... Когда я ее спрашиваю, она говорит мне что в садике весело, что она еще туда пойдет. Скажите как нам справиться с этой рвотой, не повредит ли такая реакция психическому и физическому здоровью???

Приемные дети - детский сад. Психолого-педагогические аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в Милые мамочки, настоящие и будущие! Поделитесь соображениями по теме - отдавать или не отдавать приемного ребенка в детсад...

До детского сада сын болел ОРЗ 1 раз. Ему сейчас 2 года и 3мес. Первая неделя в саду закончилась зелеными соплями и кашлем. Посоветуйте Ваши методы профилактики простудных заболеваний. Спасибо.

Детский сад. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Все так рассуждают, что ребенка нельзя отдавать в детский сад, но по ряду причин - в связи с переездами, мы уже в третьем саду, ребенку 4,4 г...

Адаптация к детскому саду. Детсад. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Как долго Ваши чада привыкали быть без мамы/няни целый день?) Адаптация к детскому саду.

Раздел: (стоит ли отдавать годовалого ребенка в частный детский сад). Если у вас другого выхода нет, то лучше в детсад, где в группах человек по пять, не знаю есть у вас такие. Обычно больных детей в сад не берут, об этом вы тоже должны поговорить!

Можно ли заикающегося ребенка отдавать в сад? Хотели с сентября идти в детский сад, но дочь неожиданно начала заикаться (я уже писала чуть раньше). Заикание. Детский сад. Детские сады и дошкольное образование. мой ребенок заикался в 5 лет, мы именно в...

Прошу откликнуться родителей, педагогов, специалистов по детской психологии, врачей - педиатров по дошкольному возрасту с советом, как лучше адаптировать ребёнка к детскому саду, рассказать о своем опыте. Ребенку 3 года, девочка, начала впервые ходить в садик, проходила три недели и напрочь отказывается его посещать.

Споры о том, , по своей актуальности стоят на втором месте после дискуссий на тему прививок. Большинство по старинке убеждено, что посещение детского учреждения способствует социализации малыша, развитию у него навыков взаимодействия между людьми. Другие категорично утверждают, что детсад — это тюрьма для ребёнка.

Социализация ребёнка — что это?

Массовое возникновение детских садов началось в советский период нашей истории, когда нужно было высвободить женщин для работы на стройках коммунизма. Пребывание детей с малого возраста в организованных группах отлично вписывалось в идею воспитания «нового» человека в духе коллективизма.
Детская «социализация» в понимании современных психологов и педагогов — это воспитание приспособления к жизни в обществе, к общению с другими: членами семьи, ровесниками, коллегами по работе. Социально уверенный человек «слышит» партнера по взаимодействию, умеет договариваться, говорить «нет», высказывать личное мнение, идти на уступки, и при этом оставаться индивидуальностью, самим собой.

Что говорят современные ученые

Доктор наук, канадский психолог Г. Ньюфельд в книге «Не упускайте своих детей» утверждает, что способность налаживать взаимоотношения (адекватные для своего возраста) у ребенка формируется к 6-тилетнему возрасту. Он предупреждает общество, что слишком раннее помещение детей на долгие часы в группы себе подобных мешает развитию индивидуальности, приводит к воспитанию не личностей, а «винтиков» единого коллективного механизма.

Российский психолог Л. Петрановская также задаётся вопросом, стоит ли отдавать ребёнка в детский сад , если с успехом научить общению со сверстниками можно и вне его стен. Детский сад, по её мнению, — это лишь удобная услуга для родителей, не имеющая «педагогического смысла».

Генетическая программа, заложенная в психику человека природой и отработанная веками, предусматривает вероятность выживания беззащитного детёныша в немногочисленном окружении узнаваемых СВОИХ — родителей и родичей разного возраста.

Оставление малыша в незнакомом месте среди чужих взрослых и толпы детей — это сильнейший стресс, который может оставить на всю жизнь травматический след. У маленького ребенка отсутствует понятие времени , он не понимает утешений, что мама потом обязательно придет и заберет его. Он не успокаивается, он просто устает от собственного плача (по сути — крика о помощи). Беспомощный человечек испытывает панический страх, ведь в понимании крохи мама оставила, бросила его. Страдает базовая потребность — потребность в безопасности. Рушится доверие к матери, а заодно и ко всему миру, пугающему своей неизвестностью. Ситуация страха потерять мать (тем более повторяющаяся) может лечь в основу неврозов, депрессии, безынициативности и зависимостей, которые проявляются в более старшем возрасте и взрослой жизни. Психолого-педагогические исследования показали, что некоторые младшие школьники и даже подростки продолжают испытывать сильную тревогу при длительной разлуке с объектом привязанности.

Очень часто родители, в попытках найти ответ на вопрос «Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?» руководствуются собственным опытом и воспоминаниями из детства. Для кого-то детский сад был необходимостью – попросту не с кем оставить ребенка дома. Кто-то не ходил в него из тех соображений, что неработающая мама должна самостоятельно заниматься чадом до школы, вместо того чтобы «спихивать» его в сад. Такой подход нельзя назвать верным: за несколько десятилетий изменились не только детские сады, но также сам подход к воспитанию малышей. Сегодня родители все чаще задаются вопросом: а что будет лучше для ребенка? Что дает ребенку детский сад? Нравится ли ему там, и если не нравится, стоит ли заставлять? Не будет ли ребенок испытывать трудности в школе, в общении со сверстниками, если так и не ходил в сад? Нужен ли детский сад? BrainApps поможет разобраться в ситуации и найти ответы на эти вопросы.

Преимущества и недостатки детского сада для ребенка

Прежде чем задаваться столь важными и сложными вопросами, неплохо было бы для начала понять, зачем вообще нужен детский сад. Есть ли какие-то конкретные, положительные стороны пребывания ребенка в этом месте, и о каких недостатках важно помнить, отдавая чадо в сад?

Преимущества пребывания ребенка в детском саду:

  1. Соблюдение режима. Организм человека устроен таким образом, что соблюдение строгого режима, когда приемы пищи, сон, игровая активность и отдых расписаны по часам, идет ему на пользу. В условиях дома или квартиры намного сложнее организовать соблюдение режима столь же безупречно, как это происходит в детском саду.
  2. Прививание дисциплины. Дисциплина – неотъемлемая часть жизни любого человека, вот только наиболее часто мы сталкиваемся с ней вне дома. Ребенок, растущий исключительно дома, в окружении семьи, не может познакомиться с дисциплиной в полной мере. В саду же он учится правилам и необходимости их придерживаться.
  3. Выработка самостоятельности. Вполне естественно, что когда воспитателю приходится следить одновременно за 15-20 ребятишками, он не может уделить каждому столько внимания, сколько ребенку, например, внимания уделяют родители дома. В условиях детского сада ребенок вынужден учиться самостоятельности: убирать за собой игрушки, съедать самостоятельно еду, выполнять другие действия, соответствующие возрасту.
  4. Социализация среди взрослых. Если ребенок не ходит в детский сад, единственные взрослые в его жизни, которые обладают авторитетом и выполняют важную роль – это родители. После привычки в течение 6-7 лет слушаться только маму с папой, ребенку, попавшему в школу, может быть сложно приспособиться к тому, что есть учителя, которых так же нужно слушаться. Детский сад медленно приучает малыша к тому, что его окружает большое количество взрослых людей, которых нужно уважать и слушать.
  5. У маленького ребенка, живущего дома и изредка посещающего детскую площадку, нет возможности пообщаться со сверстниками без присмотра родителей или воспитателей. Общение со сверстниками, однако – неотъемлемая часть становления личности. Ребенок сталкивается с другими детьми, учится уживаться с их характерами, дружить и даже враждовать.
  6. Физическое и интеллектуальное развитие. Тут все в первую очередь зависит от самого садика и того, есть ли у родителей возможность заниматься развитием ребенка дома. Идеальный вариант – сочетать программу детского садика с усилиями родителя по развитию любимого чада. Однако если ребенок круглые сутки проводит за просмотром мультиков и играми, даже детский сад с не слишком разносторонней программой принесет пользу. Ребенок в детском саду знакомится с иностранными языками, учится танцевать, делать зарядку, рисовать, лепить из пластилина и многое другое.

Недостатки пребывания ребенка в детском саду:

  1. Разлука с родителями. Ребенок, после того, как до этого 24 часа в сутки находился под присмотром родителей, окруженный любовью и заботой, в детском саду испытывает стресс, особенно поначалу. Любовь и эмоциональная поддержка чрезвычайно важны для развития ребенка, его уверенности в себе, чего детский сад, увы, дать не может. Даже в очень хорошем учреждении воспитатель окружен слишком большим количеством детей, чтобы в полной мере уделить каждому внимание.
  2. Утомляемость. Малышу, как и взрослому человеку, иногда требуется одиночество. Кому-то больше, кому-то меньше, ведь даже в малом возрасте дети делятся на интровертов и экстравертов. В саду ребенок почти не предоставлен самому себе, его постоянно окружают люди, он не может остаться в одиночестве и заниматься, чем ему бы самому захотелось. В некоторых случаях это приводит к психологическому переутомлению.
  3. Неблагоприятное окружение. Не у многих родителей есть возможность отдать свое чадо в садик, в котором бы находились дети исключительно из благополучных семей. Среди сверстников обязательно найдутся дети, воспитанию которых родители не уделяли внимание, довольно часто они грубые и задиристые.
  4. Болезни. Часто родители, для которых детский садик, по причине работы – необходимость, приводят детей с насморком, температурой и даже гриппом. По правилам, сад не может не принять больного ребенка, поэтому больные детки заражают здоровых. Это один из пунктов, с которым ничего не поделать, приходится просто мириться.
  5. Социализация среди сверстников. Мы не случайно поместили этот пункт и в преимущества, и в недостатки. Да, разумеется, ребенку полезно проводить время среди других детей, учиться общаться и налаживать контакт. К сожалению, общение между детьми не всегда проходит по сценарию, который запланировали взрослые. Воспитатель физически не может проследить за каждым ребенком и правильно организовать общение. В 3-4 года дети вполне уже могут поссориться и даже подраться, претендовать на чужие игрушки, играть не по правилам. Хорошо, если родители занимаются ребенком и объясняют вне детского сада, как правильно себя вести, а если нет? Для некоторых малышей походы в садик – самый настоящий стресс, так как отстаивать свою собственность и интересы не всегда и не со всеми легко.

Так нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

Теперь, когда мы разобрались, что у садиков есть как существенные плюсы, так и минусы, пришло время ответить на самый главный вопрос: стоит ли отдавать ребенка в детский сад?

К сожалению, универсального ответа на этот вопрос нет. Все зависит от ребенка, его здоровья, умения общаться со сверстниками, вашими возможностями и конечно, от детского садика, куда вы решили отдать свое чадо.

Раньше любили говорить, что ребенок, который не ходил в детский сад, сложно адаптируется к условиям начальной школы. На самом деле, причина «сложной» адаптации кроется вовсе не в отсутствии каких-то особенных навыков, которые могут быть получены только в детском саду. Раньше, когда подавляющее число детей ходило в детский садик, ребятишки успевали познакомиться, хорошо друг друга узнать и даже подружиться. Затем эта, уже сформировавшаяся группа, почти в полном составе переходила в школу, и конечно, новичок чувствовал себя в первом классе не очень уютно. Сегодня ситуация изменилась: родители решают отдать ребенка в нужный им сад, а не тот, что ближе к дому, нанимают нянечек или просят о помощи своих родителей. Дети приходят в первый класс и не испытывают проблем с освоением, так как знают друг друга лишь единицы.

В целом, сегодня нет совершенно никакой разницы, ходит ребенок в детский сад или нет, если родители обеспечивают дома правильные условия для развития:

  • регулярные занятия, чтобы способствовать физическому и психологическому развитию;
  • обеспечение возможности каждый день общаться со сверстниками, например, в гостях или на детской площадке.

Более того, внимательный, любящий, свободный родитель, готовый посвящать ребенку большую часть своего времени, проделает намного более лучшую работу, чем любой, самый крутой и замечательный сад. Нужно обращать внимание на то, чем нравится заниматься ребенку, но в то же время обеспечивать разностороннее развитие: мелкая моторика, лепка, рисование, счет, письмо, развитие памяти и внимания. Кстати, большую помощь в умственном развитии ребенка родителю окажут игры на сайте BrainApps . Некоторые из них подходят даже для самых маленьких, направлены на тренировку памяти, внимания и мышления.

Не забывайте про кружки или спортивные секции. Они нужны не только для физического развития ребенка, но и для осознания авторитета взрослых людей, обучения дисциплине и следованию правил.

Таким образом, если вы задаетесь вопросом «нужен ли детский сад?» и не можете найти ответа, лучше задайте себе другой вопрос: «сможете ли вы создать ребенку условия, которые нужны для полноценного развития, если он не будет ходить в детский сад?». Какими именно должны быть условия? Вы должны по возможности воссоздать все преимущества детского сада, которые мы перечислили выше, в условиях дома или квартиры. Если у вас получится это сделать, то формирование ребенка произойдет абсолютно без проблем, малыш не будет как-то плохо выделяться на фоне сверстников, которые посещали садик. Если же вы ограничены во времени или не уверены в собственных силах, тогда, пожалуй, лучше ему хотя бы периодически, но детский сад посещать.

Родственники хором вопрошают: «Вы уже подготовили ребенка к детскому садику? Пора уже! Ему нужно общаться и раз­виваться!». Мамочки малы­шей-одногодок наперебой делятся результатами «кастингов» окрестных детских садов. Старшие товарищи, которым «не впервой», под­робно описывают, как зака­лить ребенка («Хотя, ты же понимаешь, первые пару месяцев из соплей мы все равно не вылезали»), как приучить его спать по детса­довскому расписанию («Ну вы мою красотулю знаете - спать не хочет, так хоть полежит днем»). А главное - как пережить сам факт «отдавания» чада в детское учреждение («Он рыдает взахлеб, я, конечно, тоже белугой реву, а что де­лать?..»). А вы сами, мо­рально и материально гото­вясь к эпохальному собы­тию, то и дело ловите себя на мысли: «А может, не пойдем?..». Так ли уж незаменимы преимущества дет­ского коллектива?

Камера хранения

Нет сомнения в том, что детский сад - замечатель­ное изобретение человече­ства, подарок для совре­менных родителей и тому подобное. Но если обра­титься к изначальной идее, лежащей в основе таких заведений, станет понятно: детский сад - это своеоб­разная «камера хранения», куда можно «сдать» малы­ша, если дома некому за ним присмотреть. Недаром сады и ясли стали повсе­местно появляться лишь после Октябрьской рево­люции, когда мам и бабу­шек активно привлекали к строительству «светлого будущего». Они были просто вынуждены отдавать ребенка в детский сад.

Конечно, пребывание ма­лыша в детском саду слож­но сравнить с положением «картины, корзины и кар­тонки» в багаже - здесь гораздо комфортнее, есть друзья, занятия и прогул­ки... Но иногда на другой чаше весов - частые болезни и стрессы привы­кания, конфликты ребенка с «коллегами» или воспита­телем, семейные сложно­сти и прочие причины, из-за которых конкретный малыш может не посещать детский сад. Навредит ли это его развитию?

Борьба за социализацию

«А как же общение со сверст­никами?!» - разволнуются любящие родители. Нам с младых ногтей внушают, что только в саду ребенок может получить «полноценный» опыт общения. Разберемся, так ли это на самом деле? Во-первых, в детском саду малыш не выбирает, с кем общаться, а с кем - нет, ведь он проводит все время в замкнутом коллективе. Во-вторых, группы форми­руются по признаку возра­ста. А разве мы общаемся только с ровесниками? В-третьих, общение ребен­ку необходимо - но в таких ли количествах, как в дет­ском саду? Увы, для нервной системы многих деток это серьезное испытание. Ведь и у взрослых рабочий день даже в дружном коллективе вызывает усталость. Шум, невозможность уединиться и отдохнуть от общения, поменять занятие - все это может подорвать здоровье малыша с уязвимой нервной системой.

Сторонники детских садов считают, что здесь ребенок вынужден находить общий язык со сверстниками, ут­верждать себя в коллективе. И ключевое слово - «вынуж­ден». Деваться-то некуда! Но нужно ли это конкретно вашему крохе сейчас? Ведь дети совершенно разные! Один уже в 4 года готов повести товарищей хоть в арктический поход. А другой лишь к 6-7-ми годам проявит желание общаться с детьми, и насильно подстегивать такого малыша - только навредить ему.

Дисциплина: за и против

«Чему должен научить дет­ский сад, так это дисципли­не!» - скажут «традицион­ные» родители. И конечно, будут правы. В среднестати­стическом детском саду от ребенка требуют строгого соблюдения распорядка дня, подчинения указаниям взрос­лых. Но... нужно ли отдавать ребенка в сад ради этого? Как правило, под дисципли­ной мы понимаем «преодо­ление» ребенком себя, своих желаний, а зачастую - и физиологических потребно­стей. Не хочешь кашу? Давай «через не могу»! Не хочешь читать, хочешь побегать? Вот все пойдут гулять, и ты побегаешь. Не хочешь спать? Лежи, терпи. Внимание, вопрос: полезен ли для здоровья ребенка такой процесс «перебарывания себя» (кушать, когда организм не готов принять пищу; сидеть неподвижно, когда хочется побегать), не говоря уже о моральном благополучии? А пресловутый авторитет воспитателя? Разве разумным является аргумент «Я права, потому что я стар­ше!»? Может, более пра­вильно развивать у крохи просто чувство уважения к другим - но уж никак не беспрекословного подчине­ния, граничащего со стра­хом наказания?.. Если заглянуть «в корень», то почти армейская дисциплина большинства советских дет­ских садов служила общей идеологии выращивания «винтиков» общества, кото­рые готовы к унижениям и не умеют заботиться о себе, а также беспрекословно - и бездумно! - подчиняются авторитету. Такие люди удоб­ны для тоталитарного обще­ства. Но актуально ли это сейчас? Может, лучше приу­чать ребенка к организован­ности и ответственности за свои поступки? И разве родители своим примером не способны научить малыша убирать игрушки, накрывать на стол, застилать кровать?

С пользой дома

Итак, если вы пришли к выводу, что походы в детский сад - мероприятие не для вас, обязательно проду­майте, как сделать так, чтобы ваш ребенок разви­вался гармонично.

1. Общение

Многих родителей пуга­ет перспектива предстояще­го похода в школу - мол, как же наш ребенок без опыта общения? Но отсут­ствие в жизни малыша дет­ского сада не означает, что его нужно запереть дома наедине с мамой или бабуш­кой. Ходите с крохой гулять туда, где много детей, при­глашайте гостей, посещайте кружки и секции - 1-2 часа общения в день достаточно для того, чтобы ваш ребе­нок стал полноценным чле­ном детского общества.

2. Интеллектуальное развитие

До определенного (школьно­го) возраста познавательные потребности малыша вполне способны удовлетворить члены семьи ребенка. Вовсе не обязательно сажать кроху за маленькую парту - даже лучше, если знания и навыки он будет приобретать в играх и общении. Например, когда вы готовите обед - разве сложно посчитать с крохой морковки и картофелины и рассказать, каких они цветов и форм? Если хочется чего-нибудь «специального», к вашим услугам множество разви­вающих занятий для деток с пеленок и до школы. Здесь и общение со сверстниками и старшими, и интеллектуаль­ное, и творческое развитие. Если в вашем городе нет детских развивающих цен­тров, не беда! Возможно, вы скооперируетесь с двумя-тремя мамами дошкольников и пару раз в неделю сможете устраивать развивающие дни на дому. Наверняка одна из вас умеет играть на пианино и петь детские песни, другая - покажет, как посчитать палочки и яблочки, а дедушка или тетя обладает даром в увлека­тельной игре рассказать о географии или биологии, научит читать или рисо­вать... Хотя идея «репети­торства» может прийтись по душе не только вашим друзьям, но и студентам местного педвуза. Увидите, с финансовой стороны это будет совсем не удручающе!

3. Самооценка и уверенность в себе

Чтобы вырасти психологиче­ски благополучным, вашему ребенку обязательно нужно быть уверенным в том, что он любимый и способный. То, что он проводит время преимущественно со взрос­лыми, может помешать ему сформировать адекватную самооценку - но лишь в том случае, если общение строит­ся либо на принципах «куми­ра семьи», гиперопеки, либо на постоянном давлении и контроле (уж если малыш с нами, то мы ка-а-а-ак воспитаем да ка-а-а-ак разовьем его!). Позвольте ребенку быть... просто ребенком! Пусть делает, что ему хочется, пусть развивается, согласно своему возрасту. Безусловно, домашнее вос­питание малыша может по­казаться куда сложнее, чем привычное «сдал-принял» в детском саду. Приходится искать много информации о раннем развитии, брать на себя ответственность за ребенка, в конце концов - постоянно отстаивать свое право не быть, как все... Но это благодарный труд - ваши усилия принесут свои плоды, и вы точно будете знать, что развитие ребен­ка - в ваших руках. Конечно, для многих из нас, родителей, выросших в Со­ветском Союзе, мысль о том, что посещение детско­го сада - это вовсе не обя­зательное мероприятие, мо­жет показаться абсурдной и даже дикой. Безусловно, есть замечательные детские сады с талантливыми и чут­кими педагогами. Есть дети, которые обожают ходить в садик и с радостью проводят там время. В конце кон­цов, есть родители, у кото­рых просто нет другого выхода, кроме как отдавать ребенка в детский сад... Но если этот выбор - идти или не идти - у вас все-таки есть, сделайте его сознатель­но, взвесив все «за» и «про­тив», прислушавшись к свое­му сердцу и малышу. А не просто потому, что нужно отдавать ребенка детскому саду.

А как же развитие?

Немаловажным аргумен­том в пользу детских садов является обязательное обучение, наличие специ­альных занятий и так далее. Но если посчитать, окажется, что в реальности на «уроки» в детском саду ребенок тратит 1-3 часа в день - как правило, это рисование, чтение, музы­ка, логика/математика и иностранный язык. А насколько экономически оправданы ваши затраты на эти занятия? В группе из 15-25 детишек у воспи­тателя нет ни времени, ни возможности, ни зачастую особого желания адаптиро­вать учебную программу под каждого конкретного малыша.

Вот и получается, что инте­ресно и полезно учиться по такой «усредненной» программе будет только ребенку «стандартному». Таких большинство, но если ваш малыш «из меньшинства»? А вот крохе-вундеркинду, умеющему в пять лет читать и писать, или малы­шу-копуше, которому нужно долго собираться с мыслями, прежде чем что-то сделать, это «расписа­ние» может и не подойти. Так что хорошо подумайте прежде чем решить, нужно ли отдавать ребенка – с детским садом иногда стоит и повременить.