– расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.
Общие сведения
Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии , неврологии , психологии.
Классификация заикания у детей
В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы.
По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи. При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.
В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:
- волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
- постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
- рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).
Причины заикания у детей
Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести наследственную предрасположенность, невропатическую конституцию заикающегося ребенка, внутриутробное поражение ЦНС. Наследственная предрасположенность к заиканию у детей чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез , ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности , гемолитической болезнью плода , внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах , родовыми травмами и т. д. Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.
Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей. Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.
Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать тяжелые инфекции (менингит , энцефалит , корь , коклюш , тиф и др.), ЧМТ , гипотрофия , рахит , интоксикации и пр. К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания и т. п. К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости . В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией , тахилалией , дизартрией , ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии или афазии .
Сравнительная характеристика невротического и неврозоподобного заикания у детей
В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, т. е. на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.
У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.
В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.
Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия , дислексия и дискалькулия . Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ – повышенная судорожная готовность.
Симптомы заикания у детей
К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.
При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т---рава»). Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»). У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными.
Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.
Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища и т. п. Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр.). К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов – «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.
Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.
Заикание у детей часто сопровождается различного рода вегетативными расстройствами: потливостью, тахикардией , лабильностью АД, покраснением или бледностью кожных покровов, которые усиливаются в момент речевой судорожности.
Диагностика заикания у детей
Обследование детей с заиканием проводится логопедом , педиатром , детским неврологом , детским психологом , детским психиатром . Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.
Коррекция заикания у детей
В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.
Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения , физиотерапии, массажа , ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии.
Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. На подготовительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.
На тренировочном этапе проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и др. На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.
Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж , дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.
Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н.А.Чевелевой, С. А. Мироновой, В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, А.В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и др.).
Прогноз и профилактика заикания у детей
При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.
Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.
Заикание у детей - это форма речевой патологии, основу которой составляет нарушение вербальной коммуникации. Изучение данной речевой аномалии, как правило, осуществляется клиническими, физиологическими, психологическими и психолого-педагогическими методами. В данной главе представлены приемы психолого-педагогического изучения младших школьников, страдающих заиканием. Изучение заикания с данных позиций проводилось в течение длительного времени в лаборатории логопедии ИКП РАО под руководством Р.Е. Левиной (Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова, С.А. Миронова, Г.Г. Воронова и др.). Накоплен обширный материал, характеризующий специфику коммуникативной деятельности заикающихся детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Такие проявления заикания, как прерывистость речи, нарушения темпа и ритма, запинки, паузы, повторения отдельных звуков, слогов, слов, а в особо тяжелых случаях - судорожные движения и сопутствующие действия достаточно очевидны и фиксируются как специалистами, так и родителями заикающихся детей. Вместе с тем, поскольку проявления заикания зависят от внешних и внутренних (личностных) факторов, которые в одних случаях могут усугубить, а в других - смягчить проявления дефекта, возникает необходимость в разработке приемов, выявляющих специфику овладения заикающимися детьми устной речью, письмом, чтением.
Применение целенаправленных приемов обследования дает информацию, необходимую для построения оптимального коррекционного воздействия.
Обследование заикающегося школьника обычно состоит из двух этапов: сбор и анализ предварительных данных о ребенке (опрос родителей, характеристика, составленная учителем) и всестороннее обследование речевой деятельности.
Беседа с родителями
Предлагаемая ниже схема опроса родителей позволяет получить представление о семье (возрасте, образовании, профессии родителей), сведения об условиях и методах воспитания ребенка, анамнестические данные о нем (физическое и психическое развитие, развитие речи), а также выявить своеобразие поведения ребенка, его характерологические особенности, интересы, увлечения, сильные и слабые стороны личности, а также установить (по мере возможности) время появления заикания и предполагаемые при-
чины: его течение, изменения в проявлении заикания в зависимости от различных внутренних и внешних условий.
Во время опроса фиксируется состояние речи родителей, учитывается их контактность, манера поведения. В беседу вовлекаются совместно (или поочередно) все родственники, пришедшие с ребенком на консультацию.
Примерная схема опроса родителей заикающегося ребенка
Анамнестические сведения (со слов матери): течение беременности, роды (срок, степень тяжести, хирургическое вмешательство, ребенок родился здоровым, в асфиксии и т.п.). Болезни, перенесенные ребенком до года (экссудативный диатез, пневмония, диспепсия, желтуха, заболевания нервной системы и пр.). Сон ребенка, аппетит. С какого времени опрятен (явления энуреза).
Семья: состав семьи; состояние речи членов семьи; отношения взрослых между собой. Методы воспитания в семье: отношение взрослых к ребенку: кто является главным воспитывающим лицом; кого ребенок всегда слушается; к кому ребенок особенно привязан.
Характеристика раннего периода жизни ребенка
Ход развития речи: первые слова (в каком возрасте), начало фразовой речи (и особенности ее формирования в раннем возрасте).
Стимулировалось ли развитие речи ребенка: как часто и в каком объеме читалась детская литература, подбирались ли ребенку художественные произведения по возрасту или без учета его; с какого возраста разучивали с ребенком стихи, как много он их знает, какие именно и т.д.
Заставляли ли ребенка публично выступать с чтением стихов, где именно, перед кем. Как ребенок реагировал на предложения выступать перед «аудиторией».
Имело ли место раннее обучение грамоте, счету.
Характерологические особенности ребенка:
а) беспокойный, легко возбудимый, реактивный, излишне медлительный, застенчивый, впечатлительный, каприз- ный, упрямый, раздражительный; поведение правиль- ное, неорганизованное, демонстративное; быстро утомля- ем, истощаем;
б) степень самостоятельности в усвоении навыков (какого рода затруднения испытывает при формировании различ- ных навыков);
в) отношение к игрушкам (любит играть, играет охотно и довольно продолжительное время, часто меняет игруш- ки, быстро к ним охладевает);
г) мера самостоятельности ребенка в организации игры (предпочитает играть один, с детьми младшего возраста, только со взрослыми);
д) контактность (как вступает в общение - легко или труд- но, избирательность в общении);
е) особенности адаптации к новой обстановке; жизнерадо- стен, доброжелателен, негативен.
Время проявления заикания: когда родители заметили первые «сигналы» нарушения речи; интерпретация родителями причин возникновения заикания; реакция родителей на появление у ребенка заикания (повышенная тревожность родителей, ребенку внушается, что он болен и пр.); меры воздействия, предпринятые родителями до обращения в специальные учреждения.
Как протекает заикание: стабильно, постепенно усиливается с возрастом, волнообразно - то улучшается, то ухудшается.
Периоды обострения заикания: ситуация, усиливающая проявление заикания; в каких формах речи заикание проявляется наиболее интенсивно.
Что изменилось с появлением заикания? Как изменился характер ребенка? Как ребенок относится к своему дефекту: ощущает его, реагирует ли и каким образом?
Где ребенок консультировался до настоящего времени; занимался ли с логопедом; результаты занятий, сроки; как выполнялись рекомендации в семье.
Помимо вышеизложенных, в беседе с родителями школьников, страдающих заиканием, рассматриваются следующие вопросы:
как заикающийся ребенок адаптировался к условиям учебной деятельности; отмечались ли изменения (и какие именно) в состоянии речи ребенка, начиная с первых шагов обучения;
когда заикание усилилось; препятствует ли оно в данный момент устным высказываниям ребенка в классе, препятствует ли участию заикающегося в общественной жизни школы;
как ребенок успевает по всем предметам (причина отставания, характер ошибок в письменных работах по русскому языку и математике); как протекает подготовка домашних заданий.
Последний вопрос требует более подробного раскрытия. Нас должна интересовать мера самостоятельности, проявленная ребенком: часто ли обращается за помощью, откладывает подготовку уроков до прихода родителей, не садится за уроки, пока ему не напомнят об этом и т.д., а также выполняет ли уроки самостоятельно, настойчив ли в достижении цели задания или выполняет заданное небрежно, торопится, лишь бы отделаться.
Требуют ли родители от ребенка переделать работу, имеющую большое число ошибок или небрежно оформленную? Может ли результат переделки быть еще хуже первоначального варианта?
Как ребенок относится к приготовлению устных заданий по разным предметам: пересказывает ли текст вслух себе, родителям или удовлетворяется тем, что только прочитывает задание, не пересказывая, иногда заданный текст готовит перед уроками, во время перемены и пр.
Важно выяснить, какими навыками самоконтроля владеет ребенок: замечает ли недостатки содержания устного высказывания; умеет ли самостоятельно находить ошибки в письме - орфографические («на правила»), ошибки по невниманию и т.д.
Есть ли у ребенка определенные обязанности, которые он выполняет дома? Как он относится к этим обязанностям (и к разделению их между братьями и сестрами)?
Имеются ли дополнительные нагрузки (музыкальные занятия, иностранный язык)? Как относится к занятиям спортом: увлекается определенным видом спорта; равнодушен к спортивным занятиям; успевает ли на уроках физкультуры.
В процессе обследования приведенный перечень вопросов может дополняться. Но опрос должен быть максимально развернутым в целях выявления особенностей, характеризующих личность заикающегося ребенка (как в более раннем периоде развития, так и в школьном возрасте), и обстоятельств, способствующих усугублению дефекта.
При анализе факторов, влияющих на развитие заикания, существенное значение имеет и характеристика, составленная на ребенка учителем. В целях получения необходимых сведений учителю также предлагается перечень вопросов. Полученных! от него материал позволит выяснить состояние речи заикающегося школьника в учебной обстановке и особенности его учебной деятельности.
Примерная схема характеристики
1. Успеваемость. Успехи и трудности (в обучении, освоении содержания учебных предметов).
Организованность. Темп общей и учебной деятельности.
Качество выполнения и оформления учебных заданий (включая письменные работы, повседневные и проверочные), мера самостоятельности в исправлении допущенных ошибок.
Состояние учебных умений: внимание к объяснению учителя; ориентировка в задании; планирование и контроль своей учебной деятельности.
Как реализуются возможности ребенка в учебной деятельности.
Особенности внимания, памяти.
2. Особенности речевого поведения заикающегося ребенка в классе: постоянно стремится к ответу или же не принимает учас- тия в общей работе класса.
Ответная реакция, свойственная ребенку: мгновенно отвечает на вопрос (иногда не дожидаясь окончания вопроса) или же долго готовится к ответу и т.п.; как общается со сверстниками вне класса (на переменах, во время прогулок, экскурсий и т.п.).
3. Состояние устной речи ребенка. Выраженность проявления дефекта в разных ситуациях на уроке: в устных ответах у доски, с места и т.д.
В каких высказываниях заикание проявляется с наибольшей интенсивностью: в коротких ответах; в развернутых монологических высказываниях; в ответах, требующих обобщения, доказательства. Реакция на неблагоприятную обстановку в классе, присутствие посторонних на уроке, оценки, неудачи, конфликты.
Состояние речи ребенка в процессе общения с учителем на уроке, перемене, во внеклассной обстановке.
Участие в общественной жизни класса.
Интересы ребенка, увлечения.
Индивидуальные проявления характерологических особенностей (положительные, отрицательные).
Сведения, полученные в результате опроса родителей, и данные характеристики, составленной учителем, сопоставляются с показателями непосредственного обследования ребенка.
Особенности вербальной коммуникации и личности заикающегося школьника, выявляемые в процессе беседы
Анамнестические сведения представляют собой первичные данные о заикающемся школьнике. Но основной материал, характе-ризирующий индивидуальные особенности личности и речевой деятельности заикающегося в целом, обследующий получает в ходе беседы с ребенком. Цель беседы состоит, главным образом, в выявлении у заикающихся детей умений и навыков общения и речевого поведения.
Создавая ситуации общения с различной степенью эмоциональной напряженности, обследующий выясняет устойчивость заикающегося к изменяющейся обстановке общения, умение регулировать свое речевое поведение в диалоге. Диалог позволяет определить, есть ли у заикающегося самостоятельно выработанные приспособления к возникающим трудностям вербальной коммуникации и какие именно.
Одним из способов усложнения условий, в которых протекает деятельность общения, является варьирование темы разговора. Известно, что тема разговора вызывает у заикающихся школьников различное эмоциональное отношение: оно может быть нейтральным, положительным, отрицательным. Каждое из упомянутых состояний отражается в речи заикающихся, уменьшая или усиливая проявление дефекта. Так, вопросы, затрагивающие круг интересов ребенка, его впечатления нейтрального или эмоционально-положительного характера, как правило, не приводят к усилению заикания. К числу их относятся следующие:
Как ты к нам добрался, на чем ты ехал?
Понравился ли тебе наш город (если ребенок приезжий)?
Что именно понравилось?
Где ты успел побывать.
Что оставило наиболее яркое впечатление?
Как выглядит твой класс, школа?
Как ты организуешь свой день; когда встаешь, делаешь ли зарядку?
Чем занимаешься после школы?
Кто твои друзья?
Как ты проводишь свой досуг, каковы твои интересы, увлечения (во что играешь, увлекаешься ли чтением книг и т.д.)?
Занимаешься ли спортом и каким именно?
Ходишь ли в кино, театр?
Что ты смотрел за последнее время в кино, театре, по телевизору? Что тебе понравилось? И т.п.
В противоположность названным выделяется группа вопросов, наиболее часто вызывающих у заикающих состояние эмоциональной напряженности, усиливающих интенсивность проявления заикания. Прежде всего это вопросы, касающиеся учебной деятельности (выяснение успехов в освоении учебной программы и уровня притязаний). При этом, если ученик имеет хорошие оценки, задаются вопросы такого характера:
Кто из твоих товарищей занимается более успешно и по каким предметам?
Считаешь ли ты, что учишься ниже своих возможностей? Если так, то почему? И т.п.
К вопросам такого же рода относятся и касающиеся участия ребенка в жизни класса (распределение обязанностей между одноклассниками, выборы на общественную должность и пр.), а также выявляющие самооценку.
К ним примыкают вопросы, касающиеся мнения ребенка о состоянии собственной речи: как оценивает свою роль в беседе; где говорит лучше - дома, с товарищами, в школе; какие речевые затруднения возникают на уроках во время подготовленного ответа: при ответе на внезапный вопрос, при ответе с места, у доски? Какова реакция на требования учителя ускорить ответ, на некорректные замечания по поводу содержания ответа, на недооценку учителем возможностей ребенка?
Коммуникативные затруднения у заикающихся могут возникнуть и в том случае, если беседа коснется занятий с логопедом, а также самостоятельной работы по исправлению речи (мера собственных волевых усилий: систематичность в работе, настойчивость в достижении успеха, цели и т.п.).
В ряде случаев усиление заикания провоцируется вопросами, которые касаются взаимоотношений в семье, разделения обязанностей между детьми (старшими - младшими): считает ли ребенок разделение обязанностей справедливым; есть ли у ребенка постоянные обязанности, или он эпизодически помогает своим родным; как удовлетворяются его желания (выполняются тотчас же или, напротив, ему ничего не позволяют).
Таким образом, вводя заикающегося ребенка в разные эмоциональные состояния, обследующий получает представление о факторах, способствующих усилению заикания в каждом индивидуальном случае.
В качестве примера остановимся на фрагменте протокольной записи обследования (Андрей К., 4 кл.), которая иллюстрирует индивидуальную реакцию ребенка на изменение темы разговора.
Вопросы, касающиеся интересов Андрея К. вне школы, не вызывают особых затруднений. Мальчик охотно и подробно рассказывает о сделанной им модели самолета, о собранных марках.
Как только обследующий меняет тему беседы, характер общения меняется:
Кто в классе лучше всех учится?
По всем предметам?.. Ну это... Эдик...
Так он хорошо учится по всем предметам?
Нет, по русскому он впереди, а по математике не знаю...
Еще есть в классе хорошие ученики?
Есть отличница... Хорошо по русскому языку... по математике... не знаю.
Учителя отмечают твои успехи в математике или в русском языке?
Ну... она говорит... что... что по русскому ну... ты должен написать хорошо контрольную... (Эта фраза вызывает у ученика большие затруднения, он краснеет, отвечает с большими паузами, интенсивность заикания возрастает.)
Мальчик эмоционально реагирует на все, что связано с неполной реализацией его возможностей. Возникающее под воздействием изменения темы разговора эмоциональное напряжение дезорганизует высказывание и усиливает проявление речевого дефекта.
Изменения эмоционального состояния и, соответственно, выраженности заикания привносятся также вариативностью психологического фона беседы. Он может быт нейтральным, когда обследующий спокойно, без особых эмоций проводит диалог; эмоционально-положительным - когда обследующий одобрением стимулирует высказывания ребенка; эмоционально-отрицательным - когда обследующий несколько обостряет обстановку, тон его становится более требовательным, он просит ускорить темп ответов и т.д.
На эмоциональное состояние ребенка определенное влияние оказывает требование перестроить высказывание, изменив его цель и задачи. Таким образом, эмоциональное напряжение возникает и при введении в беседу различных помех, отвлекающих моментов, что свидетельствует о повышенной чувствительности заикающегося ребенка к обстановке общения.
Каждое из названных средств, варьирующих ход диалога, может быть использовано как отдельно, так и в совокупности. От обследующего требуется известная гибкость в организации диалога и соответствующая ориентировка в использовании упомянутых средств. Это определяет и всю тактику процедуры обследования.
При обследовании заикающегося обычно первыми задают так называемые анкетные вопросы, имеющие нейтральную окраску (Как тебя зовут? Где ты живешь? В какой школе учишься? И т.д.). Если же подобные вопросы вызывают индивидуальные коммуникативные затруднения, препятствующие дальнейшему свободному развитию диалога, то ребенку можно предложить невербальное, доступное, имеющее занимательную форму задание, результат выполнения которого может быть представлен с помощью показа. Обычно после предъявления одного-двух подобных заданий у ребенка снимается напряжение и он более свободно включается в процесс устного общения. "
По следам каждого раздела обследования проводится анализ полученных фактов. Цель анализа - выявить уровень сформированности навыков общения и проследить устойчивость их в разных ситуациях, связанных с введением заикающегося учащегося в различные эмоциональные состояния.
При этом фиксации подлежат:
сохранность замысла высказывания, логичность и последовательность развертывания его содержания, особенности актуализации языковых средств;
манера общения, проявляющаяся в индивидуальных особенностях общего и речевого поведения: начинает ли заикающийся школьник отвечать на вопрос, не дослушав его, перебивает ли собеседника встречным вопросом, общается легко, непринужденно или с трудом - долгое время молчит, затем начинает отвечать односложно;
проявляет ли в разговоре самостоятельность или постоянно ждет одобрения от родителей, обследующего;
Проявляет ли инициативу в общении, умеет ли активно и убедительно отстаивать свою точку зрения. Обобщаются и все данные, относящиеся к личностным реакциям ребенка на процесс общения, а именно: как реагирует на неудачный ответ, на негативную оценку обследующим его деятельности и речи (повышением эмоциональной напряженности, дезорганизующей речевое высказывание, или умением собраться и эффективно продолжать работу); как быстро истощается в разговоре, устает; говорит ли об этом или скрывает усталость; проявляет сдержанность в оценке собственной личности или демонстрирует повышенный уровень притязаний.
Особенности деятельности
Исследованиями в области психологии эмоций доказано, что возникающая вследствие различных внутренних и внешних факторов эмоциональная напряженность проявляется как в речи, которая «выдает» существенную информацию о степени эмоционального напряжения, так и во внеречевой деятельности.
В связи с этим в ходе обследования заикающимся школьникам предъявляются специальные задания (включая задания, составленные на материале школьной программы). Цель данного вида обследования - установить степень влияния состояния эмоциональной напряженности на продуктивность внеречевой деятельности заикающихся учащихся, меру проявления их волевой активности в учебной деятельности. При этом важно также определить колебания интенсивности заикания (усиление или уменьшение его) в зависимости от уровня сложности заданий и условий, в которых они выполняются.
Суть одних заданий состоит в нахождении отличительных признаков двух объектов. Другие задания связаны с поиском определенной закономерности в сравниваемых объектах. Причем если в первом случае достаточно выделить значимые детали, то во втором необходимо представить доказательство обнаруженной закономерности. Помимо этого в обследовании используют разнообразные задания на конструирование.
Например, учащемуся предлагается рассмотреть изображения двух домиков, каждый из которых сложен из тринадцати спичек (палочек). По инструкции ребенок должен сложить сначала домик с опорой на первый рисунок, а затем переложить три палочки так, чтобы получился домик, изображенный на втором рисун-
ке. Обычно первое задание выполняется легко. Выполнение второго задания часто вызывает затруднения. Введение дополнительной трудности (условие, по которому можно переложить только три палочки) либо мобилизует ребенка на активные поиски решения, либо приводит к разладу тех или иных звеньев деятельности, либо вызывает аффективную реакцию и отказ продолжать работу.
В ходе обследования детям предлагают также и сложные многокомпонентные задания, выполнение которых требует соблюдения строгой последовательности. Нужно, к примеру, расшифровать слово, состоящее из восьми букв. Дается изображение нескольких предметов, в названиях которых содержатся отдельные буквы. Из них нужно составить искомое слово. Порядковый номер каждой из букв обозначен соответствующей цифрой. Подобное задание требует двойной перешифровки.
В процессе выполнения таких заданий исследуется способность ребенка к организации систематизированного поиска, а также выявляются возможности словесного описания ребенком своей деятельности.
Чтобы получить наиболее полное представление об индивидуальных особенностях деятельности и поведения заикающихся школьников, в ходе обследования целесообразно предлагать им и задания, сконструированные на программном материале ведущих предметов (математика, родной язык).
Рассмотрим конкретные примеры.
1. Предлагается карточка-схема, включающая набор различ- ных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоу- гольник).
Задание:в середине листа бумаги обведи по трафарету круг; над ним начерти треугольник; справа от треугольника начерти квадрат; слева от треугольника начерти прямоугольник.
Вопросы к заданию:
назови фигуру, расположенную над кругом;
какая фигура расположена справа от треугольника;
назови фигуру, расположенную слева от треугольника;
какая фигура расположена между квадратом и треугольником;
где расположен квадрат?
2. Круг, внутри которого расположены буквы.
Задание: составь как можно больше слов, читая буквы вначале по часовой стрелке, потом - в направлении против часовой стрелки.
Вопросы к заданию:
сколько всего слов ты составил;
назови слова, начинающиеся с согласной буквы;
сколько получилось слов, состоящих из одного слога; из трех слогов? И т.д.
Подобные задания можно усложнять путем использования неречевых и речевых средств. Например, в первом задании -■ увеличить количество фигур, которые в то же время могут быть разного цвета и разного размера. Можно при предъявлении того или "иного задания допустить намеренные оговорки или лимитировать выполнение заданий определенным отрезком времени и т.д.
Материал, полученный в результате проведения заданий, анализируется по следующим параметрам:
характеристика процесса работы: выбор операций, установление их последовательности;
состояние психофизиологических процессов: устойчивость внимания, способность к переключению, умение производить целенаправленный поиск, преодолевать встречающиеся в ходе работы трудности, общая продуктивность;
особенности построения высказываний, характеризующих производимые действия и все задание в целом (различные по сложности высказывания - от простого до обобщений, доказательств);
влияние на эффективность выполнения задания внешних условий, личностных факторов.
Кроме того, обследующий должен выяснить, как ребенок организует собственную деятельность, а именно:
Как знакомится с инструкцией (читает бегло, поверхностно, при выполнении задания оказывается необходимым вторичное обращение к ней);
■- как начинает выполнять задание: уверенно, быстро; медленно, неуверенно ориентируется; хаотично переключается с одного объекта на другой;
Как сообщает результаты своей работы: импульсивно, дает первый пришедший в голову более или менее подходящий ответ; длительно готовится к ответу, сомневаясь
в правильности его или не желая получить отрицательную оценку обследующего; - на каком этапе деятельности ребенку оказывалась помощь: при знакомстве с инструкцией; по ходу выполнения задания; в процессе сообщения результатов деятельности; в чем состояла помощь (в организации внимания при знакомстве с инструкцией; в общей стимуляции деятельности и пр.).
Особенности письма и чтения*
Анализ письменных работ заикающихся школьников обнаруживает довольно разнообразные ошибки: нарушения начертания букв, их пространственного расположения; ошибки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, пунктуации. На этом пестром и колеблющемся фоне стабильно выделяются определенные ошибки.
Остановимся на ряде примеров, заимствованных из письма заикающихся учащихся: «Слон ухавивал (ухаживал) за ребенком» (Оля К., 3 кл.); «Хохотники (охотники) говорят...» (Толя С, 4 кл.); «Мальчик подал нам знамк (знак)» (Сережа Л., 7 кл.) и др.
Данные нарушения проявляются в письме заикающихся неоднозначно, то в сочетании с другими ошибками, то превалируя над ними.
В процессе самопроверки указанные недочеты не всегда попадают в поле зрения учащихся, более того - они могут оставаться вне контрольных действий продолжительное время.
Свойственные заикающимся детям в одних случаях поспешность, опережающая планирование деятельности, в других - пониженная способность к переключению, «застреваемость», а также быстрое снижение работоспособности приводят нередко к разнообразным нарушениям структуры записываемого слова.
Так, в одних случаях наличие и характер ошибочных проявлений свидетельствуют о нервной перегрузке заикающихся, вызванной сложностью самого задания (особенно контрольного), несовпадением собственного темпа письма с общим рабочим темпом класса и пр., в других - о повышенной чувствительности к эмоционально сбивающим воздействиям, когда под влиянием даже довольно слабых эмоциональных факторов у ребенка возникает напряжение, снижающее эффективность выполняемой деятельности.
* Отставание в развитии языковых средств выявляется в процессе обследования с помощью специальных приемов (см. главу III).
Анализируя письмо заикающихся учащихся, нельзя не обратить внимание на имеющие место исправления, зачеркивания. (В анализ не включаются поправки, относящиеся к недостаткам правописания.) Действуя импульсивно, заикающиеся учащиеся нередко допускают ошибки, которые сами же корректируют по ходу написания. Обратимся к отдельным примерам:
«Во (вро) второй карман...» (Костя В., 3 кл.).
«Как я хотел провести (вв) свой выходной день» (Андрей К., 3 кл.).
«Он (дд) бежал и бежал» (Сережа С, 4 кл.). «Вот (тер) первый цыпленок юркнул в трубу» (Андрей Н., 3 кл.).
При обследовании заикающихся нужно обратить особое внимание на состояние письменных работ, выполненных учащимися в ходе повседневной учебной деятельности. Конкретный материал может быть представлен тетрадями по русскому языку, истории, математике, природоведению, «Дневниками наблюдений», а также специальными заданиями. Тетради являются своего рода «реактивом» для выявления недочетов в случае их отсутствия в специальных заданиях.
Таким образом, в процессе анализа письменных работ учитывается характер следующих специфических проявлений:
разнообразные погрешности в оформлении письменных работ, когда в пределах одного текста имеются многочисленные зачеркивания, исправления, добавления и т.д.; своеобразие «пускового» момента выполнения задания (неоднократные попытки передать название работы, переделанные первоначальные слова, предложения); недочеты, свидетельствующие о несформированности регуляторных процессов: ошибки, характеризующиеся предвосхищением последующих букв, персеверацией ранее написанных, а также недописывание слов, пропуски букв и т.д.
Орфографические ошибки не включаются в анализ, поскольку они претерпевают изменения в процессе обучения. Однако учитывается общий фон ошибок, с тем чтобы определить, в какой степени недочеты, свойственные заикающимся, коррелируются с ошибками на правила правописания.
Громкое чтение заикающихся учащихся также характеризуется рядом специфических особенностей. Остановимся на отдельных примерах.
Чтение Ани Н. (3 кл.) сопровождается заиканием, отмечается много ошибок «угадывающего» характера («кто» вместо «кот», «почему получила» вместо «конечно пошутила» и т.п.). Иная картина возникает при предъявлении более простого текста. Положительное воздействие оказывает установка на четкое, выразительное, понятное окружающим чтение: чтение становится более плавным, уменьшается количество запинок и ошибок.
Андрей Л. (4 кл.) читает с большим напряжением, наблюдается «эмбол» («т», «вот»). Темп чтения быстрый, пропускает слова, теряет строчки.
Обследующий, обращаясь к ребенку, отмечает в его чтении положительные моменты, выразительную интонацию, но просит изменить темп. Создается ситуация благожелательного отношения. При повторном чтении указанные недостатки не отмечаются, мальчик самостоятельно исправляет ошибки, но к концу чтения усиливается заикание, подряд в нескольких словах ребенок нарушает ударение, что свидетельствует о его быстрой исто-щаемости.
Чтение Иры 3. (4 кл.) в момент обследования протекает без особых осложнений. Обследующий прерывает чтение, с тем чтобы похвалить девочку. Следует адекватная реакция. Но при этом создается ситуация, обратная ожидаемой. Девочка долго не может продолжать чтение, и весь дальнейший процесс сопровождается усилением заикания.
Данные наблюдения показывают, как меняется состояние чтения заикающихся в зависимости от ряда моментов: применения текстов различной сложности; варьирования установок (четкое, выразительное чтение; изменение темпа чтения), а также позволяют проследить индивидуальные реакции на помехи (неожиданное прерывание чтения и пр.).
Обследование состояния чтения заикающихся учащихся направлено на выявление:
количества запинок в момент чтения;
особенностей протекания акта чтения в различных ситуациях;
характера специфических ошибок, возникающих при чтении (персеверации, пропуски букв, слогов, слов и т.п.). Таким образом, письмо и чтение, являясь высокоорганизованной произвольной деятельностью, выступают при обследовании заикающихся в качестве одного из диагностических критериев. В
процессе обследования накапливается материал, характеризующий индивидуальные возможности саморегуляции заикающихся школьников, особенности индивидуальных реакций и своеобразие коммуникативных затруднений.
Результаты обобщения всех материалов обследования позволяют определить наиболее адекватные для каждого конкретного случая направления коррекционного воздействия в общей системе специального обучения.
Определения типа логопедического учреждения
Основным показателем при этом является, во-первых, интенсивность и стабильность проявления заикания на протяжении всего обследования; во-вторых, уровень лингвистического развития.
При наличии выраженного заикания, а также в случаях заикания у детей, имеющих недоразвитие речи, коррекцию дефекта целесообразно осуществлять в условиях школы V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (соответственно во II или I отделении школы).
В случаях менее выраженного заикания (при нормальном уровне развития речевых средств) логопедическая помощь оказывается на логопедических пунктах при общеобразовательных школах.
В общей картине дефекта особую значимость приобретают следующие индивидуальные признаки:
особенности речевого общения в различных ситуациях;
своеобразие деятельности: особенности вхождения в деятельность; устойчивость и темп ее; способность к переключению, к воспроизведению ряда элементов, общая работоспособность;
уровень развития языковых средств.
Установлено среди заикающихся детей младшего школьного возраста следующее соотношение: примерно в 75% случаев сфор-мированность языковых средств заикающихся детей не отличается от общепризнанной нормы, а в 25% - заикание сопровождается отклонениями в развитии языковых средств. Характерным для этих случаев является позднее начало речи с последующим замедленным накоплением лексических и грамматических средств языка, фонематических представлений.
Объединяя заикающихся учащихся в ту или иную группу, необходимо помнить, что выраженность данных индивидуальных особенностей может быть различной как по интенсивности проявления, так и по качественной их характеристике (в плане их сочетаемости).
Знание специфических особенностей речевой и внеречевой деятельности заикающихся школьников позволяет не только выделить основные направления коррекционного воздействия, но и организовать пропедевтическую работу по предупреждению рецидивов.
Изложенный материал частично может быть использован учителями общеобразовательной школы при осуществлении индивидуального подхода к заикающимся учащимся и оказании помощи детям с повышенной чувствительностью и низкой адаптивностью к условиям учебной деятельности в классе.
Схема логопедического и психолого-педагогического обследования заикающихся учащихся
1. Анамнестические и паспортные данные
Фамилия, имя, отчество
Год рождения (число, месяц)
Школа, класс
Домашний адрес, телефон
Успеваемость (к моменту обследования)
Состояние слуха
Состояние зрения
Заключение психоневролога (заикание невротическое, неврозо-
подобное)
В какие логопедические учреждения обращались, с каким ре- зультатом
Данные о ходе развития речи:
первые слова, фразовая речь (в каком возрасте), в каких услови- ях формировалась речь (ребенок воспитывался дома, в детском саду с круглосуточным или с дневным режимом, в детском доме), форси- ровали ли родители развитие речи
Как шло развитие речи после появления первых фраз (медленно, нормально, убыстрение)
На каком (каких) языке(ах) общается ребенок
2. Общая характеристика речи
Степень сформированности звуковой и лексико-грамматичес- кой сторон речи, состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)
Специфические для заикающихся ошибки в письме и чте- нии: персеверации, антиципации, контаминации, итерации; недописывание (недочитывание) слов, пропуски букв, слогов, слов
3. Особенности речевого общения
Своеобразие речевой деятельности: начало общения, объем об- щения, степень свободы пользования языковыми средствами в соответствии с темой и ситуацией общения, вариабельность про- явления заикания в процессе общения (диалогическая речь, моно- логическая речь на основе ситуативного и внеситуативного содер- жания: подготовленная и неподготовленная; громкая, шепотная, скандированная речь)
Ситуация общения, усугубляющая индивидуальные коммуни- кативные затруднения (повышение личной ответственности, вне- шние отвлекающие факторы и др.)
Особенности речевого поведения: речевая активность, быстрота переключения с одной темы на другую при восприятии и передаче сообщения, импульсивность или замедленность выказывания, общая организованность речи, темп
Признаки заикания: частота и интенсивность запинок; продолжительность речевой судороги (длительная, краткая); непреднамеренные паузы (количество и место их в высказывании); «трудные звуки»; изменение слов, фраз в процессе высказывания; эмболофразия: сопутствующие движения (непроизвольные и произвольные)
Особенности личности: степень активности, направленность, самостоятельность, организованность, контактность, неустойчивость деятельности, истощаемость, отношение ребенка к речевому дефекту, адаптация к условиям общения и пр.
Состояние эмоциональной сферы: эмоциональная импульсив- ность, уравновешенность, заторможенность
6. Учебная деятельность: состояние умений и навыков учебной деятельности по данным педагогических наблюдений и характерис- тике, составленной учителем
5 Под общей редакцией Г. В. Чиркиной
Литература
Баскис P . M . О сущности и лечении заикания у детей дошкольного возраста// Лечение душевнобольных. - М., 1940. - С.279-291.
Белякова Л.И., Дьякова ВА. Заикание. - М., 1998.
Левина Р.Е. Заикание у детей// Преодоление заикания у дошкольников/ Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Педагогика, 1975. - С.3-22.
Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей// Дефектология, 1969. - № 3. - С. 85-91.
Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - С. 229-270.
Чевелева НА. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. - М.: Просвещение, 1978. - С. 112.
Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование заикающихся школьников// Дефектология, 1980. - № 4. - С. 51-57.
Ястребова А.В. Коррекция заикания у детей младшего школьного возраста// Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. - М.: АРКТИ, 1997. - С. 112-194.
Заикание у детей - это форма речевой патологии, основу которой составляет нарушение вербальной коммуникации. Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися детьми необходимо их комплексное обследование с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения. Обследование заикающегося ребенка состоит из двух этапов.
Первый этап включает изучение анамнестических данных, медицинской и психолого-педагогической документации.
Выявленные при изучении анамнеза различные отрицательные факторы натального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного исследования этиологии и патогенеза заикания. Наряду с традиционными данными в анамнез включаются сведения о наличии заикания у родителей или других близких родственников.
Изучение психолого-педагогической документации дополняет анамнестические данные и позволяет выявить следующие особенности воспитания и психологических проявлений у заикающегося ребенка:
- отношение к нему взрослых;
- помощь в формировании правильной речи;
- время возникновения заикания, его первые внешние признаки;
- особенности проявления заикания в зависимости от обстановки;
- отношение ребенка к имеющемуся у него речевому недостатку;
- оказывалась ли помощь заикающемуся ребенку, что было рекомендовано и каковы результаты.
Второй этап - исследование самого заикающегося ребенка.
После уточнения сведений о ребенке, об истории возникновения и особенностях протекания у него заикания обследуются собственно речь заикающегося и внеречевые процессы, оказывающие непосредственное влияние на его речевую деятельность.
Проводится исследование общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной деятельности, особенностей личности заикающегося. Различают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении, в первые две недели пребывания в санатории для заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.
Материалом для исследования собственно речи детей являются картинки, детские книги, игрушки.
Задачи речевого обследования заикающегося заключаются в том, чтобы определить:
- место возникновения и форму речевых судорог;
- частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;
- сопутствующие нарушения речи, двигательные нарушения;
- отношение заикающегося к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей.
Место возникновения судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные) и их форма (клонические, тонические, смешанные) определяются на слух или зрительно.
Частота судорог представляет для логопеда особый интерес, так как позволяет судить о сохранных участках речи. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости частоты судорог от разной степени самостоятельности речи.
С целью изучения речевого поведения и речевых судорог используются следующие приемы:
- составление рассказа или описание содержания картинки;
- пересказ прослушанного текста;
- сопряженное и отраженное повторение простых и сложных фраз;
- рассказ стихотворения или ритмизированной прозы.
Для выяснения зависимости речевых судорог от уровня громкости речи обследуемому предлагается говорить тихо, громко, шепотом.
При обследовании заикающегося ребенка необходимо обращать внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения. При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер игр, взаимоотношения со сверстниками, степень игровой активности, эмоциональное состояние.
В ходе всего обследования отмечаются психологические особенности заикающегося ребенка: характер контакта с окружающими, оценка собственной речи, в частности болезненное фиксирование на речевом дефекте, наличие защитных реакций, речевое поведение при обследовании.
Полученная в процессе обследования информация обобщается в логопедическом заключении, в котором учитываются:
- форма судорог (тонические, клонические, смешанные);
- вид судорог (дыхательные, голосовые, артикуляторные, смешанные);
- степень заикания (легкая, средняя, тяжелая);
- темп речи (замедленный, ускоренный, наличие тахилалии);
- сопутствующие речевые нарушения (дислалия, стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи);
- состояние моторной функции;
- наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, реакция на эмоционально-значимую ситуацию.
Отмечаются также влияние сложности речевой ситуации, индивидуально-психологические особенности заикающегося ребенка, характер игровой деятельности, отношение к учебе.
Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную диагностику и отграничить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физиологического характера), а также различить разные формы заикания. Данные комплексного изучения заикающегося ребенка позволяют установить природу заикания.
Контрольные вопросы
- Какова цель логопедического обследования?
- Какие разделы составляют содержание логопедического обследования?
- В чем особенность обследования связной речи?
- Какие характерные ошибки связной речи отмечаются при речевом недоразвитии?
- По какому принципу подбирается лексический материал для обследования словарного запаса?
- В чем выражается своеобразие словарного запаса при речевом недоразвитии?
- Какие приемы используют для изучения грамматического строя речи?
- Какие виды аграмматизма отмечаются при недоразвитии речи?
- В чем состоит особенность обследования звуковой стороны языка?
- Какие параметры учитываются при написании логопедического заключения?
- В чем заключается особенность изучения медицинской и психолого-педагогической документации при обследовании заикающегося ребенка?
- Каковы задачи речевого обследования заикающегося?
- Какие приемы используются при изучении речи заикающихся?
- Какие характеристики учитываются при написании логопедического заключения заикающегося ребенка?
Литература
Основная
- Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. - СПб., 1993.
- Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Г. Власенко и Г.В. Чиркиной / Сост. Т.П. Бессонова. - М., 1996.
- Филичева Т.Е., Чевелева H.A. Логопедическая работа в специализированном детском саду. - М., 1987.
Дополнительная
- Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. - М., 1993.
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для педагогических институтов. - М., 1998.
- Логопедия: Учебник для вузов / Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. - М., 1998.
Изучение письменной речи
Письмо и чтение представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру.
Формирование навыков письма и чтения находится в тесной связи с развитием устной речи. Поэтому при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать не только уровень развития языковых средств, речевых навыков и умений, но также состояние письма и чтения.
Поскольку письмо на начальных этапах обучения невозможно без сознательного анализа звукового комплекса, составляющего произносимое слово, а чтение - без умения сливать отдельные звуки в объединенные фонематические группы, обследование письма и чтения у детей начинается с изучения процесса анализа и синтеза звукового состава слова.
Звуковой анализ не может протекать без участия процессов фонематического восприятия, требуется полная сохранность фонематического слуха. Кроме того, формирование речевого слуха осуществляется при активном участии артикуляционного аппарата в процессе артикуляционного опыта.
Для диагностических целей в первую очередь следует выявить особенности речевой деятельности ребенка, определить, нет ли выраженных отклонений в формировании звуковой стороны речи, а также умеет ли он дифференцировать звуки на слух и в произношении.
Только после этого предметом обследования становится способность ребенка сознательно ориентироваться в звуковом составе слова, производить сложные операции над его элементами. Процесс звукового анализа предполагает:
- умение выделять фонемы из звукового состава слова на основе их слухопроизносительной дифференциации;
- овладение учебным (умственным) действием последовательного выделения всех звуков из состава слова.
В первую очередь следует выявить доступный ребенку уровень звукового анализа. С этой целью используется прием определения количества звуков в слове. Сначала предлагаются фонетически простые, одно-, двухсложные слова (мак, шуба), затем - слова с большим количеством слогов (карточка, фотографировать). Во всех случаях слова должны содержать звуки, произношение или различение которых может вызвать у детей затруднение.
Следующий этап задания - последовательное определение всех звуков в слове. Материалом для обследования этой звуковой операции служат слова разной звуко-слоговой сложности (дом, кот, окно, сумка, гнездо, дружба, торт). В случае затруднения обследующий сам четко произносит слово, показывая тем самым способ выделения звуков путем их интонированного произношения. С этой же целью можно использовать прием, разработанный Д.Б. Элькониным, когда фишки, обозначающие звуки, размещаются в клеточках схемы в той последовательности, в которой звуки находятся в слове.
Показателем уровня сформированности звукового анализа является умение не только последовательно выделять звуковые элементы слова, но и самостоятельно определять их. Основными методическими приемами для этого являются:
- преобразование слов путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов (сок - сук, марки - рамки);
- называние второго, третьего, пятого и др. звуков в слове;
- самостоятельное называние слов, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмом и т.д. месте;
- определение количества гласных и согласных в анализируемом слове;
- называние звуков в слове, стоящих перед или после определенного звука.
Звуковой анализ с самого начала своего формирования является произвольной деятельностью. Чтобы проанализировать слово, ребенок должен удержать его в памяти, распределить свое внимание между его звуковыми элементами, сосредоточиться на определении позиции звука в слове и т.д., поэтому последняя группа приемов направлена на то, чтобы выявить состояние этой стороны деятельности ребенка. В данной группе выделяются следующие приемы:
- выделение последнего звука в слове и называние таких слов с этим звуком, чтобы он стоял на втором, третьем и другом месте (рога - сани; шалаш - кошка). Предлагаются слова, оканчивающиеся как на гласный, так и на согласный звук;
- определение третьего звука в слове (гласного или согласного) и называние с ним слов, где бы он стоял в начале, в середине и в конце;
- называние слов, состоящих из 3, 4, 5 звуков, и выделение в них звуковой последовательности;
- отбор предметных картинок, название которых начинается на определенный звук, но с обязательным последующим гласным "а";
- называние слов, включающих сразу два оппозиционных звука (сушки, учительница).
Для письма и особенно для чтения большое значение имеет не только анализ, но и синтез звуковых элементов слова . С этой целью ребенку предъявляются отдельные звуки и предлагается воспроизвести получившийся слог. Материалом для обследования служат прямые слоги (са, пу); обратные слоги (ам, он); закрытые слоги (сас, лам); слоги со стечением согласных (ста, сто) и др. Облегченный вариант этого приема - синтез вслед за анализом, когда ребенку устно предъявляется слог, он выделяет звуки, его составляющие, а затем называет слог, состоящий из этих звуков.
Сравнение результатов, полученных на основе использования системы приемов, позволяет выявить и оценить как общее состояние звукового анализа, так и несформированность его отдельных компонентов, а также факторы, задерживающие его развитие. Это позволит своевременно предупредить нарушения письма и чтения у детей.
Обследование письма
Нарушения письма у детей - это особые специфические затруднения, которые обусловлены системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка. У детей с нормальным слухом и интеллектом, достигнувших школьного возраста, это недоразвитие проявляется прежде всего в недостаточной сформированности представлений о звуковом и морфологическом составе слова. В этом случае ребенок оказывается неподготовленным к осуществлению звукового анализа и синтеза речи и вследствие этого к переходу на более зрелую стадию языкового развития - овладение грамотой и правописанием. Как подчеркивает Р.Е. Левина (1961), об этом свидетельствуют особые нарушения письма, которые могут иметь различную структуру и степень выраженности. Диагностическим признаком нарушений письма, представляющих интерес для логопеда, является наличие специфических ошибок, связанных с недостаточной сформированностью речевых процессов. Усвоение навыков письма может быть обусловлено не только речевыми нарушениями, но и другими факторами (нерегулярностью школьного обучения, педагогической запущенностью, снижением слуха, зрения, интеллекта и т.д.). Объектом же логопедического воздействия являются нарушения письма, обусловленные нарушениями в развитии речи.
В связи с этим задачей логопедического обследования письменной речи становится выявление специфических ошибок как основного диагностического показателя нарушений письма.
Первые представления об уровне сформированности письма и о характере ошибок можно получить после просмотра школьных тетрадей. Для уточнения структуры нарушения должно быть проведено специальное обследование, включающее три раздела:
- слуховой диктант;
- самостоятельное письмо;
- списывание с печатного текста.
Первый раздел включает пробу на слуховой диктант, состоящую из серии постепенно усложняющихся заданий.
Обследование начинается с письма букв, слогов, слов, а заканчивается предъявлением более сложных форм письменной речи (в зависимости от уровня обученности ребенка - это изложение по картинке или сочинение на заданную тему). Детям, которые только начали обучаться, предлагается письмо букв под диктовку. Ребенку диктуются отдельные звуки, графическое изображение которых он должен записывать. Эта серия проб позволяет выявить, четко ли ребенок воспринимает на слух звуки речи и правильно ли перешифровывает их в соответствующие графические изображения.
Следующий момент - обследование письма отдельных слогов под диктовку. Ребенку диктуются прямые слоги (на, са, сы, ту, мо и др.), обратные (ан, ум, от), со стечением согласных (ста, дро, скво), оппозиционные слоги (са-за, са-ша, ра-ла, ба-на, ри-ры). Вместо записи учащийся может составлять слоги, пользуясь буквами разрезной азбуки. Цель этих проб - определить, насколько правильно ребенок различает и выделяет отдельные элементы, входящие в звуковой комплекс.
Для определения доступного ребенку уровня письма вслед за указанными пробами предлагается письмо отдельных слов и коротких фраз. Вначале диктуются простые, а затем фонетически более сложные слова (дом, шары, гвоздь), а также небольшие фразы (журчит ручей, у крыльца лужи).
Помимо написания отдельных слов и фраз по слуху в процессе логопедического обследования проверяется и самостоятельное письмо по картинкам различной сложности. Материалом для обследования могут быть картинки, изображающие знакомые ребенку предметы (мяч, часы, чайник, девочка и др.). Предлагается написать названия этих предметов или самостоятельно составить и записать отдельные предложения по картинкам.
При более продвинутом уровне письма центральным этапом обследования становится слуховой диктант, состоящий из серии фраз, подобранных таким образом, чтобы они отвечали программным требованиям по русскому языку, а также включали бы большое количество слов со звуками, произношение которых обычно нарушается.
- самостоятельно составить и записать небольшой рассказ по серии картинок;
- письменно изложить прослушанный или самостоятельно прочитанный рассказ;
- написать сочинение на заданную тему.
Можно предложить и более простые пробы, позволяющие выявить также зависимость усвоения письма от общего развития речи: сочинение предложений или небольшого рассказа по опорным словам и деформированному тексту.
Анализ самостоятельного письма учащихся позволяет выявить как ошибки в звуковом составе слова, так и различные виды аграмматизма.
Третий раздел логопедического обследования письма включает изучение умения списывать текст с предъявленного образца, а при затруднениях - отдельные слова, слоги, буквы. В качестве приема используется также и зрительный диктант, когда ребенок должен самостоятельно прочитать слово или предложение, а затем записать их по памяти. Здесь же проверяется, не испытывает ли ребенок затруднений в двигательной технике письма.
Обобщая результаты обследования письменной речи, необходимо:
- сопоставить и проанализировать все виды ошибок при письме; составить сводную таблицу, классифицируя ошибки по виду и количеству (табл. 3);
- соотнести анализ ошибок при письме с особенностями устной речи ребенка.
Таблица 3 Анализ ошибок при письме
Типы ошибок | Виды ошибок | Количество ошибок | Примеры ошибочного письма |
Ошибки на уровне звукового состава слова | Замены согласных; замены гласных; пропуски гласных; пропуски согласных | ||
Ошибки на уровне слогового состава слова | Пропуски слогов и частей слова; перестановки; добавления; раздельное написание частей слова | ||
Лексико-грамматические ошибки | Нарушения согласования; нарушения управления; замена слов по звуковому сходству; замена слов по семантическому сходству; пропуски слов; слитное написание | ||
Графические ошибки | Замена букв по количеству элементов; замена букв по пространственному расположению; зеркальное письмо букв | ||
Ошибки правописания | Неправильное написание жи, ши, ча, ща, чу, щу; строчная буква в начале предложения, в именах и кличках животных; ошибки в написании мягких согласных; неправильное написание безударной гласной в корне слова (двусложные слова) | ||
Ошибки на правила правописания, не пройденные в классе |
Таблица рассчитана на анализ письма учащихся первых классов. При анализе письма учащихся других классов следует внести изменения в рубрику "Ошибки на правила правописания" в соответствии с программными требованиями.
Анализируя результаты обследования, в первую очередь необходимо определить, распространяется ли уровень нарушения письма лишь на звуко-буквенный анализ, обусловленный недоразвитием фонетической стороны речи, или же связан с более сложным уровнем организации речевой деятельности, с нарушением средств языка.
В зависимости от результатов обследования определяются пути и методы коррекционного обучения, которые должны находиться в полном соответствии с причинами, породившими нарушения речи и письма.
Контрольные вопросы
- Почему при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать состояние письма и чтения?
- Какие предметы используются при обследовании звукового анализа и синтеза у детей?
- Чем характеризуются специфические нарушения письма?
- Какие разделы составляют логопедическое обследование письменной речи?
- Каковы принципы анализа специфических ошибок письма?
Литература
Основная
- Левина P.E. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961.
- Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной / Сост. Т.П. Бессонова. - М., 1996.
Дополнительная
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. - М., 1983.
- Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 1985.
Глава 4 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др.
Оцениваются основные моменты пренатального (дородового) периода: возраст матери (менее или более 35 лет) при рождении ребёнка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные отклонения в его соматическом и нервнопсихическом состоянии. Выявление неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка.
Выявленные отклонения, различные отрицательные факты натального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного изучения этиологии и патогенеза заикания.
В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, ленив, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).
Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т. д.
Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие. предполагаемые причины могли его вызвать? Как развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог, постукивания рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи (лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др.)? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?
Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?
Сведения об особенностях протекания заикания позволяют в каждом конкретном случае выбрать основную форму лечебно педагогического воздействия. Наличие сопутствующих нарушений моторики указывает на необходимость двигательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре.
Особенности психологических проявлений у заикающегося требуют от логопеда предусмотреть и этот план воздействия на него: отвлечь от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей речи, научить его слышать свою правильную речь.
После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.
Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной, производственной деятельности, личностных особенностей заикающегося. Различают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении или в первые две недели пребывания в санатории для заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и динамическое изучение заикающегося в процессе коррекционно-воспитательного воздействия.
Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).
Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:
- - место возникновения и форму речевых судорог;
- - частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося;
- - сопутствующие нарушения речи; двигательные нарушения;
- - отношение заикающегося к своему речевому дефекту; наличие психологических особенностей.
Место возникновения судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных, смешанных) и их форма (клоническая, тоническая, смешанная) определяются на слух или зрительно.
Частота судорог у заикающегося представляет для логопеда особый интерес. Она позволяет судить о сохранных участках речи, и, следовательно, от нее непосредственно будет зависеть насколько правильно и успешно начнутся первые же речевые занятия с ребенком. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости пароксизмов заикания от разной степени его речевой самостоятельности. В беседе о его родителях, друзьях, интересах и т. д. выявляются особенности его речевого поведения и речевых судорог. Ребенку предлагается составить рассказ или описать содержание картинки, пересказать знакомую сказку; логопед читает рассказ и предлагает пересказать его и т. д. Затем проверяет состояние отраженной и сопряженной речи путем повторения или совместного произнесения простых и сложных фраз.
Уровень свободной речи заикающегося зависит не только от разной степени ее самостоятельности, но и от ее подготовленности.
Необходимо проследить появление речевых судорог в зависимости от того, произносит ли ребенок сложную или простую фразу, отдельные слова или звуки. На материале пересказа текста фиксируется, в каких случаях возникают речевые судороги: только а начале рассказывания, в начале фраз, на отдельных словах или звуках. Выясняется, не зависят ли речевые судороги от уровня громкости речи. С этой целью предлагается обследуемому говорить тихо, громко, шепотом.
Влияние разной степени ритмизованности на речь заикающегося может быть проверено следующим образом: он рассказывает о том, что нарисовано на картинках, передает содержание сказки, которая является ритмизованной прозой, рассказывает стихотворение.
При обследовании логопед обращает внимание на сопутствующие речевые и двигательные нарушения: лишние слова или звуки, произнесение отдельных звуков, слов и даже предложений на вдохе, неправильное произношение звуков речи, недостатки словаря и грамматического строя речи, темпа, тики, миоклонусы (непроизвольные движения), различные вспомогательные (произвольные) движения и некоторые особенности речевого поведения: скованность и напряженность общих движений или, наоборот, их резкость, хаотичность, несобранность, “разболтанность”.
При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер их игр, взаимоотношения, степень игровой активности, эмоциональное состояние.
При исследовании учебной деятельности обращается внимание на то, как заикающиеся школьники пользуются различными формами речи в процессе обучения.
Обращается внимание и на наличие у них психологических особенностей, в частности на степень болезненной фиксированности на своем речевом дефекте.
О психологических особенностях заикающегося сведения черпаются из бесед с родителями. Логопед уточняет сведения о его контактности с окружающими (дома, в школе, со сверстниками и взрослыми, знакомыми и незнакомыми), обращает внимание на оценку собственной речи (знает или не знает о своём речевом несовершенстве, какое значение придает ему), на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого общения), на речевое поведение при обследовании (ожидает помощи, стремится к активному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны речевые занятия). Изучение заикающегося продолжается и в процессе коррекционного курса. Помимо бесед с заикающимися, их родителями, изучения психолого-педагогической и медицинской документации, используются методы по созданию зкспериментальных игровых, учебных ситуаций, психодиагностические методы (метод Роршаха, тематический апперцепционный тест (ТАТ), методика С. Розенцвейга, методика “тест-конфликт”, методика незаконченных предложений, оценочные шкалы, тесты психических функций и моторики и т. д.). Указанные методы применяются в качестве ценного источника информации для завершения диагностической картины, для более тонкого понимания психологических особенностей заикающегося. Получаемая с их помощью количественная и качественная информация подвергается интерпретации на основе комплексного психолого-педагогического изучения испытуемого.
В логопедическом заключении учитывается:
Форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный), степень заикания (легкая, средняя, тяжелая), темп речи (замедленный, ускоренный, скороговорение, наличие тахилалии), сопутствующие заиканию дислалия, стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи, состояние моторной функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эмболофразия, изменение стиля речи и др., наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение. Фиксация внимания на речевом процессе и ее влияние на заикание, влияние сложности речевой ситуации на заикание, индивидуально-психологические особенности заикающегося, характер игровой деятельности, отношение к учебной деятельности, круг ситуаций, в которых проявляется заикание (во всех, в большинстве, в некоторых).
Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную диагностику и отличить заикание от других речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, от спотыкания физиологического характера), а также отделить разные формы заикания друг от друга. Данные комплексного изучения заикающегося позволяют установить его природу.
Наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и поведение каждого заикающегося определяют и особенности выбора средств, приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого заикающегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей группой.
Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста и т. д. Можно считать, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем прогноз благоприятнее. Для заикания, развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий, предсказание менее благоприятно. Здесь чаще рецидивы. Успешнее устраняются судороги дыхательные, чем голосовые, клонические формы исчезают легче, чем тонические. Следовательно, на них легче воздействовать через 11 сигнальную систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая труднее поддается указанному воздействию. Прогноз в значительной степени зависит от личности ребенка, от личности и мастерства логопеда.
Наиболее благоприятным является возраст 2 - 4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10 - 16 лет, пубертатный период (обострённая психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества). Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.
В большинстве случаев прогноз при заикании благоприятный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.