Социальная работа с безнадзорными детьми и подростками. Современные технологии социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми. Общая характеристика безнадзорности несовершеннолетних. Причины и последствия безнадзорности несовершеннолетних

В современной России существенными признаками стали значительное увеличение социального сиротства, появление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев и, как следствие, - изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, безнадзорность огромного количества детей и подростков во всех регионах страны.

Ежегодно на 30-40 тысяч человек увеличивается общее число детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них относится к социальным сиротам. социальная работа беспризорный

В 1990-е годы сложилась определенная система профилактики детской безнадзорности и правонарушений, приняты меры по развитию законодательства в этой области. Утвержден Семейный Кодекс Российской Федерации, который включает такие разделы, как «Права несовершеннолетних детей», «Приемная семья». В 1998 году вступил в силу ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который определил социальную реабилитацию ребенка как мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Деятельность специализированных учреждений отнесена к компетенции органов социальной защиты населения. Данное положение было закреплено в Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения», распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1995 года и постановлением правительства РФ «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации». В соответствии с принятыми нормативами были созданы такие учреждения помощи семье и детям, как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной помощи семье и детям.

Основополагающим документом для решения проблем социальных отклонений в детской среде является закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данный закон выделил задачи, соответствующие новым методикам профилактики, изменил функции субъектов профилактики детской безнадзорности. Основные задачи в законе сводятся к:

  • - осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин, способствующих этому;
  • - организации контроля за условиями воспитания и обучения, за педагогическим обращением с несовершеннолетними в органах профилактики беспризорности;
  • - осуществлению всех возможных мер для того, чтобы подросток получил среднее образование;
  • - отказу от карательных мер в отношении несовершеннолетних детей и их семей; осуществлению деятельности, основанной на нормах международного права.

В 2006 году была разработана и утверждена программа мер по преодолению социального сиротства и улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей до 2010 года. Программа предусматривает решение таких вопросов, как совершенствование нормативно-правовой базы, поддержка семей в воспитании и образовании детей, социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Впервые предусмотрено введение социально-образовательного полиса для детей из социально незащищенных семей, что дает таким детям больше гарантий для получения образования.

На 1 января 2006 года в Российской Федерации действовало 1162 учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 754 стационарных отделений для несовершеннолетних, 430 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В течение 2008 года учреждениями социального обслуживания были предоставлены услуги 340 тысячам несовершеннолетних.

В зависимости от того, с какими категориями детей и подростков, а также семей социального риска приходится работать специалистам, их направления деятельности строятся в определенной системе, в которой реализуются меры первичной, вторичной и третичной профилактики.

Первичная профилактика и ранняя коррекция поведения ребенка и родительско-детских отношений осуществляются общеобразовательными учреждениями, досуговыми социально-педагогическими центрами, центрами психологической консультации и педагогической реабилитации.

Объектами первичной работы являются дети и подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном положении и имеют проблемы в школьном обучении, интеллектуальном развитии, общении, имеют неустойчивые социальные связи с семьей, родственниками, которые в дальнейшем могут привести к побегам ребенка из семьи или воспитательного учреждения.

Органы управления образованием в работе с беспризорными детьми и их семьями выделяют приоритетными следующие задачи:

  • - ведение учета несовершеннолетних, систематически пропускающих по неуважительной причине занятия в общеобразовательных школах;
  • - создание психолого-педагогической комиссии для выявления несовершеннолетних, имеющих трудности в обучении, развитии или поведении, для дальнейшей рекомендации обучения;
  • - оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
  • - консультирование родителей, разъяснение взрослым половозрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, критический анализ педагогических действий родителей или лиц, их заменяющих.

Субъекты реабилитационного пространства, осуществляющие свою деятельность на первом уровне, ставят целью гyманизацию социума ребенка, гармоничное его развитие, профилактику школьной и социальной дезадаптации.

Глубокую социально-педагогическую коррекцию поведения ребенка и членов его семьи, а также раннюю реабилитацию детей, имеющих склонность к девиации, осуществляют: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, призванные выявлять случаи нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых и другие права, а также информировать о недостатках деятельности органов и учреждений, препятствующих профилактике детской беспризорности; Органы опеки и попечительства, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их здоровья и развития; Органы здравоохранения, несущие ответственность за обследование, наблюдение, лечение безнадзорных и беспризорных детей, которые употребляют спиртные напитки, наркотические средства, одурманивающие или психотропные вещества.

Объектом вторичной профилактики являются беспризорные дети и подростки различного возраста, начиная с дошкольного и заканчивая юношеским. Они еще не приобщились к преступной деятельности, пресечением которой должны заниматься правоохранительные органы, но, тем не менее, их социальное развитие протекает неблагоприятно и характеризуется различными поведенческими проблемами асоциального характера: приобщением к алкоголю, наркотикам, агрессивностью, корыстными проступками, отлыниванием от учебы, работы, склонностью к бродяжничеству.

Работа в отношении таких детей нацелена на развитие форм общественного и государственного воздействии с целью коррекции поведения и социальной адаптации детей, находящихся в зоне социального риска.

Работа с детской беспризорностью на третьем уровне осуществляется исправительно-воспитательными учреждениями, а также специализированными социально-реабилитационными учреждениями, которые играют решающую роль в предупреждении преступности. В этих учреждениях принимаются чрезвычайные меры, направленные на оказание помощи, реабилитацию, коррекцию поведения, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в критической ситуации. Это могут быть беспризорные дети, длительное время находящиеся вне присмотра взрослых: самовольно ушедшие из семей или воспитательных учреждений, претерпевшие различные формы насилия и жестокости, совершающие противоправные действия, преследуемые по закону.

Субъекты, занимающиеся решением проблем беспризорности на третьем уровне, реализуют свою деятельность в системе стационарных и полустационарных учреждений.

Работа по решению проблем детской безнадзорности и беспризорности невозможна без пресечения первоначальных истоков бродяжничества большинства детей в неблагополучных семьях. Главная задача мероприятий, направленных на оптимизацию социального положения беспризорных детей - улучшение и оптимизация социальных отношений в ближайшем окружении ребенка, семье, школе, группе сверстников. В связи с этим на территории Российской Федерации функционируют территориальные центры помощи семье и детям.

Данные центры осуществляют меры контроля и социального сопровождения в процессе реабилитации подростка, имеющего опыт бродяжничества, криминальной деятельности, употребления психотропных веществ. Деятельность специалистов центра направлена на поддержание воспитательных функций семьи в отношении несовершеннолетнего и на пресечение негативных последствий детской неблагополучности.

Главная задача центра - это индивидуальная, конкретная работа с несовершеннолетним в условиях сохранения его межличностных связей, а также работа с семьей до, во время и после прохождения курса реабилитации несовершеннолетнего в специализированных учреждениях.

В связи с этим специалисты Территориальных Центров осуществляют свою работу по следующим направлениям:

  • - традиционная форма патронажа и социального контроля семей социального риска для создания условий более плотного взаимодействия;
  • - проведение тематических бесед и лекций для детей и подростков;
  • - клубная и кружковая работа, задачами которой является реабилитация и социальная адаптация детей с девиантным поведением, т.е. профилактика дальнейшего отклонения в поведении подростка;
  • - комиссия общественного воздействия, задачи которой состоят в выявлении причин и условий, способствующих девиантным проявлениям детей и подростков, в защите прав детей в неблагополучных семьях;
  • - работа по индивидуальной карте социальной адаптации подростков, с целью реабилитации подростка, находящегося в условиях глубокой социальной депривации;
  • - работа в отделении дневного пребывания, с целью профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и реализации программ социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков, склонных к противоправному поведению в школе, семье и на улице;
  • - организационная работа по улучшению уровня взаимодействия различных служб на территории микрорайона, с целью профилактики девиантного поведения среди несовершеннолетних.

Социальный патронаж - форма наиболее тесного взаимодействия с семьей. Этот метод работы имеет цель создания в семье оптимальных условий для всестороннего развития личности ребенка, а также подразумевает установление контактов с дезадаптированными детьми и мотивирование их на социально-приемлемые виды деятельности. В центре также работает отделение дневного (вечернего) пребывания детей, которое действует в течении года. В процессе деятельности реабилитационной группы происходит выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних, содействие развитию творческих способностей детей.

В рамках Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в Российской Федерации функционируют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.

Исходя из того, с какими категориями детей приходится работать специалистам, социально-реабилитационные учреждения выделяют следующие основные задачи: профилактика работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; предоставление бесплатно социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении; выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних; разработка и обеспечение индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков; обеспечение временного проживания безнадзорных детей в нормальных бытовых условиях; оказание психологической, коррекционной и иной помощи; участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних, в их устройстве.

Разными путями попадают подростки в приюты и центры: после рейдов, проводимых социальными работниками в местах, где собираются беспризорные дети; их, приводят работники правоохранительных органов, близкие и дальние родственники, сами воспитанники и т.д. Особенности детского контингента и определяют содержание деятельности по их социализации, основной проблемой которой является восстановление широкого спектра отношений подростков с окружающим миром и прежде всего с семьей.

Специалисты выделяют два пути решения этой проблемы:

  • 1 - ребенок возвращается в семью, что возможно только лишь при соответствующей адекватной ситуации в работе с родителями и детьми;
  • 2 - создание семейно-воспитательных групп.

По мнению специалистов, основная причина неблагополучия девиантных подростков заключается в том, что их жизнь была крайне однообразной, они не прожили различные положительные жизненные ситуации, поэтому не приобрели адекватного социального опыта. Чтобы создать условия для приобретения подростками социального опыта выделяют несколько принципов:

  • - включение рефлексии, т.е. приобретение навыков рефлексивного анализа ситуации и собственного поведения в ней;
  • - безоценочность в подходе к анализу поведения подростков;
  • - создание условий для успеха подростков в учебной или иной деятельности;
  • - убеждение детей в эффективности предлагаемых им способов действий.

Труд детей во всех его видах и формах стал органичной частью системы профилактической и реабилитационной работы специализированных учреждений.

Специализированные учреждения являются учебно-воспитательными. Обучение подростков организовано на строго индивидуальной основе и осуществляется в различных вариантах:

  • - в общеобразовательной школе или ПТУ;
  • - в классах выравнивания, в классах компенсирующего обучения, в «домашней» школе специализированного обучения, если способности подростка к познавательной деятельности деформированы.

Индивидуальное обучение дает возможность непосредственно и более качественно проводить педагогическую коррекцию с учетом психологических особенностей. Школьникам предоставлено право выбора: учиться в здании или непосредственно в школе, присоединившись к той немногочисленной группе детей у которых изначально был интерес к школе. Такая организация занятий дает возможность осуществлять дифференцированную и индивидуальную работу с детьми, особо нуждающимися в этом.

Поддержка и помощь детям «группы риска» осуществляется в Российской Федерации через услуги соответствующих служб: социальных приютов, социально-реабилитационных центров, территориальных центров социальной помощи семье и детям. Социально-реабилитационные центры (в структуру которых входят приюты) позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе родную семью

Таким образом, практика работы учреждений социальной реабилитации за рубежом и в Российской Федерации показывает, что в настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних. Однако перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, нехватка средств на материально-техническое обеспечение реабилитационных учреждений снижают эффективность предпринимаемых действий.

  • Донцов Александр Иванович , доктор наук, профессор, другая должность
  • Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
  • Донцов Дмитрий Александрович , кандидат наук, доцент
  • Государственная классическая Академия им. Маймонида
  • Донцова Маргарита Валерьевна , кандидат наук, доцент
  • Московский психолого-социальный университет
  • БЕЗНАДЗОРНЫЕ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ
  • БЕСПРИЗОРНЫЕ ДЕТИ И ПОДРОСТКИ
  • ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
  • ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БЕЗНАДЗОРНЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЮТЫ
  • КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья посвящена социальному положению безнадзорных и беспризорных детей и подростков РФ. В статье предметно рассмотрены разнообразные аспекты психолого-педагогической и психосоциальной работы с безнадзорными детьми и подростками.

  • Психологические и социальные особенности студенческого, юношеского возраста
  • Психосоциальный подход как многогранное научно-практическое направление в экстремальной психологии и психологической помощи
  • Дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, как субъекты психологической безопасности
  • Психология социальной работы с детьми-инвалидами и их семьями в России

Положение безнадзорных детей и подростков в Российской Федерации

Термин «безнадзорность» стал часто встречаться в научной литературе и практической деятельности при изучении детской и подростковой преступности и её причин. Он получил признание в правовых актах и юридической литературе.

Федеральный закон Российской Федерации № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 предлагает следующую трактовку: «безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц».

Между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь. Безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Безнадзорность – это отсутствие надзора за ребенком, подростком, при этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств – объективного или субъективного свойства – этот надзор отсутствует. Здесь важно обратить внимание на поведение лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, на положение ребёнка в семье и обществе, важно курировать социальный статус ребёнка. Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живёт под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него ещё есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой разрушения. Предоставленные сами себе, дети «забрасывают» учёбу, отдают всё своё время улице, бесцельному, «свободному» времяпрепровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребёнка.

В Федеральной Целевой Программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на период с 1997 года, а затем и в Федеральном Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений», принятом в 1999 году, обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится перечень групп детей, относящихся к этой категории. Это: дети, потерявшие семейные и родственные связи; брошенные родителями или самостоятельно ушедшие из семей, не обеспечивших им минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними; дети, убежавшие из интернатных учреждений, оказавшиеся без средств к существованию; дети, занимающиеся бродяжничеством; дети, занимающиеся попрошайничеством; дети, совершающие мелкое воровство; дети, употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; дети, являющиеся жертвами сексуальных преступлений; дети, вовлечённые в противоправную деятельность, и другие категории.

Проблема современной безнадзорности пока слабо осознаётся обществом как гуманитарная катастрофа. В целом по России из школ-интернатов ежегодно убегает 20 тысяч детей, а из дома – около 50 тысяч, примерно 10% из общего количества погибает.

Ежегодно, органами милиции принимаются меры по розыску 28-30 тысяч без вести пропавших несовершеннолетних. В 2002 году в центры временной изоляции для несовершеннолетних были доставлены более 78 тысяч детей, что на 7,8% больше, чем в 1999 году.

Резко снижается образовательный уровень подростков, состоящих на учёте в ОВД. Увеличилось количество подростков в возрасте 14-15 лет, совсем не посещающих, по разным причинам, образовательные учреждения и не занимающихся никаким трудом в рамках каких-либо профессий. Их число составляет более двух миллионов человек. Из них многие имеют лишь начальное законченное образование.

Ослабленные психические функции, серьёзные нарушения физического здоровья, – детерминируют неспособность детей и подростков к оказанию сопротивления негативному влиянию со стороны криминогенного окружения. Большинство «уличных» детей становятся жертвами сексуальных посягательств, оказываются втянутыми в преступные группировки. Реально просматривается тенденция повышения криминальной активности детей младшего возраста.

Безнадзорные дети и подростки имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Анализ проблемы безнадзорности привёл к пониманию того, что условия, в которых жили и живут эти дети и подростки, тормозят их социальное, физическое и умственное развитие.

Проживание вне семьи или интернатных учреждений, в подвальных и чердачных помещениях, в антисанитарных условиях, без медицинской помощи, регулярного питания, – подрывает состояние здоровья детей, ведет их к социальной дезадаптации, разрушает познавательную деятельность, резко негативно влияет на успешность социализации. В социальные приюты дети поступают в состоянии истощения, отягощённого целым рядом серьезных заболеваний. Социальное и психическое развитие безнадзорных детей существенно деформировано. Для них характерна низкая степень социальной нормативности, искажённость ценностных ориентаций, отсутствие социальных мотивов поведения, низкий уровень знаний.

Медицинское обследование безнадзорных детей и подростков показывает, что почти все они имеют соматические заболевания, которые у большинства из них носят хронический характер. А так как сами эти дети по нескольку лет не бывают на приемах у врача, не подконтрольны органам образования и воспитания, то у них могут быть серьезные отклонения как в физическом, так и в психическом развитии, повсеместно наблюдается педагогическая запущенность. К великому сожалению, у данных детей нередко выявляется задержка умственного развития и/или ЗПР, наблюдаются серьёзные искажения развития личности.

Специалисты отмечают, что безнадзорный ребёнок – это не обычный здоровый ребенок, растущий в психологически комфортных условиях спокойной семьи или благоустроенного детского учреждения. У безнадзорных детей очень развит инстинкт самосохранения, что не наблюдается у других детей соответствующего возраста. Условия безнадзорной среды очень рано ставят ребёнка в положение реальной ответственности за свою жизнь, что ведёт и к избыточному формированию ряда социально-биологических качеств. Тем не менее, часто выделяют следующие позитивные свойства безнадзорных детей: хорошая биологическая закалка организма, реализм и точность восприятия окружающего мира, жизненная гибкость и активность.

Из-за своих физиологических и психологических склонностей и привычек, безнадзорные дети и подростки особенно уязвимы при столкновении с любой опасностью, которая подстерегает их на улице: место ночлега, поиск средств к существованию, стремление к табакокурению, пивной алкоголизм и т.д. Убежав из дома от притеснений и жестокости родителей, ребёнок часто подвержен риску стать жертвой насилия, ограбления, оскорбления, унижения и т.д.

Таким образом, можно отметить, что в числе многих неблагоприятных факторов, характеризующих нынешнее положение несовершеннолетних, относящихся «к группе повышенного риска» и дающих наибольшее число безнадзорных детей, – имеются виктимогенные (виктимные) обстоятельства жизнедеятельности, «рекрутирующие» свои жертвы в наиболее уязвимых группах людей и, прежде всего, среди несовершеннолетних. Россия, вступив на социально-экономическое поле рыночной экономики, неизбежно должна воспринять не только определенные положительные, но и отрицательные последствия такой коренной перестройки функционировавшей десятилетиями государственной экономики и объективно «идеологизированной» системы социальных ценностей. И в числе главных негативных результатов новой российской жизни следует указать на резкое падение экономической, социальной и правовой защищённости детей и подростков.

Причины распространения безнадзорности в детской и подростковой среде

Многие считают, что сегодняшние беспризорники – это дети опустившихся родителей, психически и интеллектуально неполноценные. К огромному сожалению, ряд СМИ создают и поддерживают этот образ маленьких существ, потерявших человеческий облик. На самом деле, в интернат или на улицу может попасть ребенок из любого социального слоя. Сегодня в обществе насаждается мысль о том, что большинство социально проблемных детей не способно вернуться к нормальной жизни. Однако это не так. И, чтобы помочь этим детям успешно социализироваться, необходимо знать, что приводит их к психологическим сдвигам и девиациям в поведении, что, в свою очередь, является одним из главных факторов безнадзорности.

Специалисты выделяют три основные группы причин возникновения безнадзорности несовершеннолетних: социально-экономические, социально-психологические и психологические.

К социально-экономическим причинам безнадзорности относятся факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это: экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.

Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа безнадзорных детей. Совместная социальная и политическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания. Политическая ситуация во многих регионах напряжена.

Во время перестройки («горбачёвский период»), так же и в дальнейшем (хаотичные 90-е годы), по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса, – число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало существенно расти. Среди них все больше и больше хронических больных вследствие врожденной генетической патологии, из-за которой родителям предлагают оставить ребёнка в детском учреждении. Большое количество безнадзорных детей «образуется» вследствие плохого ухода за детьми в неблагополучных семьях, где родители «пьют горькую», ведут аморальный образ жизни и т.д.

Причиной увеличения числа безнадзорных детей является и рост числа родителей, потерявших свои рабочие места вследствие свёртывания производства, и отсутствие должного финансирования социальных программ, и почти полное отсутствие контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением законодательства в области охраны интересов детей.

Определённое отрицательное влияние на развитие безнадзорности оказывает также свертывание государственной и ведомственной инфраструктуры обслуживающей летний и зимний отдых детей и подростков, их досуговую деятельность, коммерциализация сферы образования и культуры и т.п.

Социально-психологические причины безнадзорности глубочайшим образом переплетены с социально-психологическими причинами безнадзорности, поэтому, их надо рассматривать совместно. Социально-психологические причины (факторы) безнадзорности детей и подростков связаны с кризисом института семьи, увеличением разводов, с утратой одного из родителей, ухудшением климата в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями детей, применяемыми в семьях, сексуальным, физическим и эмоциональным (морально-нравственным) насилием со стороны взрослых.

Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжёлое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, культурно-социальная маргинализация общества, – создают серьёзные психологические перегрузки для социального института семьи. Растёт число неблагополучных семей, из которых дети социально-психологически и экономически вытесняются на улицу. Эти дети зачастую становятся бомжами, попрошайками, – ведь каждый четвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность, занимается попрошайничеством.

Рождаясь в психологически неблагополучной семье, ребёнок изначально не получает возможности удовлетворения основных жизненных психологических потребностей: в любви, в заботе, принятии, внимании и участии со стороны родителей, окружающих взрослых.

Нравственно-психологическая атмосфера неблагополучных семей порождает «трудных» детей. До 90% детей из этих семей имеют отклонения в поведении от психологической нормы. Для них характерны психологическая несовместимость среди членов семьи и в микроокружении, своеобразное понимание проблем сплочённости, авторитета, лидерства и т.д. Тематика общения их с окружающими обычно ограничена, а тональность общения излишне эмоциональна. Нередко конфликтная обстановка становится стилем жизни и принимает хронический характер. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется в конечном счете в безнадзорности несовершеннолетних.

Ухудшается психологический климат и в так называемых устойчивых семьях. Главная причина этого – отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, постоянный рост т.н. потребительских цен. Резкое увеличение объёма разного рода стрессовых ситуаций однозначно негативно сказывается на детях. У достаточно большой части детей один из родителей или оба – безработные. Таким образом, большинство безнадзорных детей проживало в бедности и нищете. Отсутствие в семьях заботы, психическая депривация, физическое и нравственное насилие толкают детей к побегам из дома.

Часто решаются на побег дети в возрасте 10-15 лет, их доля в числе беглецов составляет более 74%. Более 80% бездомных детей – жители городов.

Семейное неблагополучие – основная, но не единственная причина безнадзорности детей. Дополнительными факторами риска безнадзорности становятся: безработица родителей и миграционные процессы, обострившиеся национальные конфликты, нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Отрицательную роль сыграло также и ослабление воспитательной работы с детьми как по месту жительства, так и в образовательных учреждениях. На смену ранее существовавшей воспитательной системе так и не создано новой, что фактически обезоруживает общество перед детской безнадзорностью.

Бедность, имеющая место в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сферы, – закрыла детям и подросткам из необеспеченных семей доступ к спорту и оздоровлению, дополнительному образованию, художественной культуре, развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху. Имеет место необходимость поиска дополнительного заработка, значительное усложнение экономико-социальных условий жизни, усиливающаяся маргинализация, алкоголизация и наркотизация многих семей. Все эти отрицательные аспекты сократили возможности общения родителей с детьми, нивелировали возможности совместной деятельности, совместных занятий, совместного досуга, – увеличивая тем самым опасность попадания детей и подростков в уличные компании с асоциальным поведением.

По данным МВД РФ за 2000/2001 годы, в России на учете в органах милиции состоят свыше 620 тысяч подростков-правонарушителей и 113 тысяч родителей, отрицательно влияющих на своих детей.

По данным исследования, проведенного Международным детским фондом ЮНИСЕФ в 2002-2003 годах, каждое пятое преступление в России совершается подростком; 85% преступных группировок и банд включают в себя детей; каждый четвёртый безнадзорный подросток уже совершил уголовно наказуемое преступление.

По данным Государственной Думы Российской Федерации за 2003-2004 годы, 18 из 37 миллионов российских детей находятся в зоне социального риска. 160 тысяч несовершеннолетних, уже переступивших черту закона, пребывают в детских колониях.

Психологические причины безнадзорности исследователи связывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные личностные аномалии, проявления асоциального и антисоциального поведения.

В нашей реальной жизни социально-экономические, социально-психологические и психологические причины безнадзорности наших детей тесно связаны между собой и, к сожалению, «активно дополняют» друг друга.

Итак, в нашем обществе и в мире в целом на безнадзорность детей и подростков влияют и кризисные трансформационные процессы в семье, и социальная напряжённость в обществе, и изменение функций и возможностей образовательных и воспитательных учреждений, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребёнка фактически выталкивают на улицу неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает; школа, «освободившаяся» от воспитания не занимается психолого-педагогической обеспеченностью жизнедеятельности детей; внешкольные учреждения, которых остается всё меньше и которые оказывают услуги на коммерческой основе, закрывают двери перед детьми. И, как следствие, волна детской безнадзорности в России и в мире нарастает с каждым годом.

Безнадзорные дети и подростки утрачивают связи с семьей, они оказываются на улице, приобретают негативный социальный опыт, попадают под влияние криминогенных элементов, которые их используют в своих преступных целях. Все это деформирует психическое, физическое, личностное, социальное развитие детей и подростков, зачастую необратимо искажает процесс их социализации в обществе.

Все эти тенденции свидетельствуют о необходимости психолого-педагогического решения проблем профилактики безнадзорности несовершеннолетних, законодательной защиты их прав, их социальной реабилитации и адаптации.

Нормативно-правовая база социальной работы с безнадзорными детьми и подростками

В последние годы в нашей стране к социальному положению детей приковано пристальное внимание со стороны государства и общества, например, недавно прошёл «год ребёнка». Происходят определенные позитивные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях по реализации в РФ требований Конвенции о правах ребёнка.

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года Конвенция о правах ребёнка, признает ребёнком каждого человека до достижения им 18-летнего возраста, рассматривает детей как особую социально-демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, считая необходимым создание благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, считая его самостоятельным субъектом права. Конвенция о правах ребёнка не только подчёркивает приоритет интересов ребенка над интересами общества, но и специально выделяет необходимость особой заботы и государства и общества о социально депривированных группах детей: сиротах, социальных сиротах, инвалидах, детях-беженцах, беспризорных детях, детях-правонарушителях.

В Российской Федерации, в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, принят ряд законодательных актов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Указом Президента РФ № 942 от 14.08.1996 года был утвержден по 2000 год включительно Национальный план действий в интересах детей и, тем самым, в новейшей истории России положено реальное начало формированию государственной социальной политики в этой области.

24.06.1999 года был принят Федеральный Закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Настоящий Федеральный Закон в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя деятельность следующих учреждений и органов: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ; органы управления социальной защитой населения; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.

Деятельность специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном Законе «О социальном обслуживании населения в РФ».

3 октября 2002 года Правительством РФ было принято новое Постановление № 732 «О Федеральной Целевой Программе “Дети России”» на 2003-2006 годы, которая включает в себя подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одарённые дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды».

Основными мероприятиями, предлагаемыми в рамках данной программы в этой связи, являлось: создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учёта детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы детских учреждений.

Целью подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» являлось укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В результате исполнения данной подпрограммы предполагалось значительное снижение численности беспризорных и безнадзорных детей, а так же несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, алкоголь, и сокращение числа правонарушений несовершеннолетних.

В результате проведения в жизнь всей указанной программы «Дети России», – в Российской Федерации произошло укрепление материально-технической базы и расширение сети специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации - до 1225 единиц, и учреждений помощи детям и семьям - до 2026 единиц. Данные учреждения смогли оказать помощь на треть большему по сравнению с 2000-2001 годом количеству несовершеннолетних, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

Постановление № 154 от 13 марта 2002 года «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» уточнило диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, направленные на оптимизацию жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В целях усиления мер по совершенствованию оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям принят Приказ Минздрава РФ № 47 от 7 февраля 2002 года «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям».

Таким образом, можно констатировать наличие процесса становления и утверждения правовой и нормативной базы социального обслуживания безнадзорных детей и подростков и социальной опеки над ними, что позволит повысить уровень их социального благополучия и расширить доступный им перечень различных социальных и медицинских услуг.

Следует учесть то, что нормативно-правовую базу социальной работы с безнадзорными детьми и подростками данной должны составлять и законы, прямо не относящиеся к данной категории населения, но призванные устранять причины безнадзорности. Эти законы должны быть направлены на то, чтобы предупредить разрушение социальной микросреды (семьи, ближайшего окружения, включая социальные отношения в школе) несовершеннолетнего, благоприятствующей его нормальному развитию. Данные законы должны препятствовать превращению этой микросреды в микросреду, способствующую безнадзорности и риску для безнадзорных детей и подростков стать правонарушителями или жертвами правонарушений. Поэтому, эти законы должны быть отнесены к нормативно-правовой базе профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

Основные направления деятельности учреждений по социальному обслуживанию безнадзорных детей и подростков

Как сказано в государственном докладе Правительства РФ от 2003 года «О положении детей в России», создано основное звено системы профилактики безнадзорности и беспризорности – сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. На 1 января 2004 года в РФ действовало 911 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 754 стационарных отделения для несовершеннолетних, 430 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей. В течение 2003 года указанными учреждениями были предоставлены социальные услуги 340 тысячам несовершеннолетних. Приоритетным направлением деятельности подобных учреждений остаётся работа с семьей по ликвидации трудной жизненной ситуации и возвращению в семью ребёнка по окончании социально-медицинской реабилитации. Из 129,3 тыс. детей, находящихся в стационарных отделениях учреждений, 62% детей возвращены в родные семьи. Всё это было сделано после серьёзной критики данной сферы государственной социальной деятельности, высказанной в СМИ, в то время Президентом РФ, а в текущий период Председателем Правительства РФ – В.В. Путиным.

В целом в учреждениях социального обслуживания семьи и детей всех видов и типов в 2003 году прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,6 миллиона несовершеннолетних (в 2000 году - 3,2 млн.). В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляли более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 56 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. Истощение массы тела и нарушение психики отмечено у 70% безнадзорных детей, почти 15% имели опыт употребления наркотиков и психотропных веществ, они наиболее подвержены ВИЧ-инфекции. Социальное и психическое развитие безнадзорных детей деформировано. Для них характерны низкая степень социальной нормативности, искажённость ценностных ориентаций, мотивов поведения, низкий уровень знаний. Большинство начинают уметь хорошо читать на русском языке, только попав в социально-реабилитационные учреждения.

В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Их можно классифицировать следующим образом: государственные, общественные (некоммерческие), коммерческие и разнообразные смешанные службы.

Итак, в систему социальной работы с безнадзорными несовершеннолетними входят следующие учреждения.

Органы управления социальной защитой населения

Данные учреждения как одну из своих ведущих функций осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют работу с безнадзорными детьми и подростками, их родителями или законными представителями, не исполняющими свои обязанности по отношению к несовершеннолетним или отрицательно влияющими на них. Эти учреждения контролируют деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социально-медицинской реабилитации, и деятельность иных учреждений, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним. Указанные учреждения внедряют в деятельность различных служб, занимающихся работой с безнадзорными детьми и подростками, современные методики и технологии социальной реабилитации.

Учреждения социального обслуживания населения

К учреждениям социального обслуживания населения относятся территориальные центры социально-медицинской помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи. Эти центры предоставляют бесплатно социально-медицинские и психолого-педагогические услуги несовершеннолетним, находящимся в опасном жизненном положении. Данные учреждения выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально рискованном положении, осуществляют их социальную реабилитацию и оказывают необходимую помощь: организуют досуг, развивают их творческие способности, организуют медицинское обслуживание, содействуют в оздоровлении и отдыхе, осуществляют педагогическую заботу, психологическую поддержку и социальную защиту несовершеннолетних.

Специализированные социальные учреждения для несовершеннолетних

К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, относятся социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные центры, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних.

Социальные приюты – это учреждения временного пребывания детей и подростков от 3 до 18 лет. В социальный приют попадают по направлению соответствующих органов, например, Комитета Государственной Думы РФ по социальной защите, дети из семей, которые нуждаются в помощи, например, из-за болезни родителей. Направляются дети также и по направлению Комитета по образованию (если родители не занимаются воспитанием детей), по направлению милиции и Комиссии по делам несовершеннолетних (это дети из группы «риска», занимающиеся бродяжничеством или стоящие на учёте в детской комнате милиции). Дети могут прийти в приют даже самостоятельно, когда жить в семье им уже невозможно, или по ходатайству соседей, учителей, воспитателей или знакомых. В социальных приютах к каждому ребёнку осуществляется дифференцированный подход. Режим дня в них щадящий, но строго соблюдается. Сотрудники приютов стараются, чтобы все дети обучались, гармонично развивались, посещали различные кружки и спортивные секции. Но главной своей задачей специалисты данного учреждения считают возвращение ребенка в семью, хотя если это не удается, то ребенка переводят в детский дом. Социальные приюты финансируются из государственного бюджета, но также им оказывается и значительная спонсорская помощь.

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют меры по социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В структуру социально-реабилитационного центра обычно входят социальный приют и отделение дневного пребывания для несовершеннолетних. К основным задачам такого центра относятся: профилактическая работа по предупреждению беспризорности детей и подростков, медицинская помощь несовершеннолетним, психолого-педагогическое обслуживание, направленное на установление степени дезадаптации и её устранение, работа с семьёй ребенка и содействие в возвращении ребенка в семью или передача ребенка установленным порядком в новую семью, а также обеспечение всестороннего развития ребенка.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения (смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение родительских прав, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от выполнения своих обязанностей), избирают формы жизнеустройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Должностные лица дошкольных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений и иные граждане, располагающие сведениями о безнадзорных детях, обязаны сообщить об этом в социальные органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Работники органов опеки и попечительства в течении трёх дней после такого сигнала должны провести обследование условий жизни ребёнка и при установлении факта отсутствия попечения над ним родителей или родственников обеспечить защиту прав и жизненных интересов ребенка до судебного решения вопроса об его устройстве. Если родители живы, не лишены родительских прав и семья не является дисфункциональной или девиантной, то с ними проводится психолого-педагогическая работа (и/или, при необходимости, медицинское лечение) и в случае положительного результата – дети возвращаются обратно в семью. Если дети остались без попечения родителей, они могут подлежать передаче на воспитание в приёмную семью на основании опеки, попечительства или усыновления, или могут быть направлены в детские воспитательно-образовательные заведения для сирот и социальных сирот.

Комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав

Эти комиссии обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявляют и устраняют причины и условия, способствующие безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Они организует контроль за условиями воспитания, обучения, содержания детей и подростков, а также контроль за обращением с ними в учреждениях системы профилактики безнадзорности. Комиссия оказывает помощь в бытовом и трудоустройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исправительной системы либо вернувшихся их специальных учебно-воспитательных учреждений, содействует в определении форм устройства несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществляет иные функции по социальной реабилитации несовершеннолетних. Комиссия по делам несовершеннолетних применяет различные меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Органы управления образованием и образовательные учреждения контролируют и развивают сеть специализированных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, детских домов и школ-интернатов. Они участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятий несовершеннолетних, ведут учёт несовершеннолетних, не посещающих занятия в образовательных учреждениях. Специалисты данных учреждений разрабатывают программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. В рамках этих учреждений создаются психолого-педагогические комиссии, которые выявляют и проводят обследование несовершеннолетних с отклонениями в развитии и поведении, оказывают психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, поведении или проблемы в обучении. Так же как комиссии по делам несовершеннолетних и органы по социальной защите населения, органы образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, таких как безнадзорные дети и подростки, и принимают меры по их воспитанию и получению ими общего среднего образования, выявляют и семьи, находящиеся в социально затруднительном положении и оказывают им помощь в воспитании и образовании детей.

Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи в пределах своей компетенции участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляют организационно-методическое обеспечение и координируют деятельность подшефных им социальных и медицинских учреждений, клубов и других организаций. Они активно участвуют в организации отдыха, досуга и занятости не совершеннолетних, курируют молодежные биржи труда. В систему органов по делам молодёжи входят социально-реабилитационные центры для подростков и молодежи; центры социально-психологической и социально-медицинской помощи; центры профессиональной ориентации и трудоустройства; молодежные клубы и др. Все эти организации предоставляют бесплатно социальные, медицинские, правовые и иные услуги несовершеннолетним, организуют досуг и занятость так называемым «трудным» подросткам, осуществляют информационно-просветительскую работу с молодёжью.

В подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних входят:

  1. подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел,
  2. центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей,
  3. подразделения криминальной милиции.

Эти учреждения осуществляют:

  • профилактическую работу с несовершеннолетними и их родителями или представителями, не выполняющими своих обязанностей;
  • выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, предупреждают и пресекают противоправные действия в отношении несовершеннолетних;
  • участвуют совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних в подготовке материалов, необходимых для помещения несовершеннолетних, совершивших значимые правонарушения, в центры изоляции или специальные учебно-воспитательные учреждения;
  • информируют комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения и органы по делам молодежи о выявленных случаях безнадзорности.

В органы управления здравоохранением направляются несовершеннолетние, нуждающиеся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с их социально опасным положением: пережитым насилием или дискриминацией, бродяжничеством, криминальной деятельностью, употреблением алкоголя или наркотиков. В данный учреждениях оказывается бесплатная медицинская помощь всем обратившимся «трудным» детям и подросткам.

Все вышеперечисленные социальные органы тесно взаимодействуют между собой с целью предупреждения и выявления фактов безнадзорности несовершеннолетних, защиты их прав и интересов, воспитания и обучения полноценных членов общества. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, насилия и т.д., выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально и финансово уязвимом положении.

Итак, общество и семья должны решить главную задачу – воспитать из каждого ребенка семьянина, гражданина и специалиста. Пока все задействованные государственные, общественные и частные структуры не осознают свою принадлежность к социальным институтам государства и общества, ответственным за детство и отрочество, описанную общую ситуацию в корне изменить невозможно. Хотя общество и государство серьёзно обеспокоено кризисом в данном направлении, все же пока нет в нашей стране глубокого и объективного анализа причин увеличения неблагополучных семей; не разработана пока перспективная стратегическая государственная политика, которая могла бы остановить тенденцию разрушения семей и, как следствие, приостановить распространение безнадзорности детей и подростков, на что и необходимо направить усилия, всех структур государственной и муниципальной власти, общественных и других организаций.

  1. Алексеева Л.С.Состояние, технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. – М.: РАО, Гос. науч. исслед. институт семьи и воспитания. 2001. С.198.
  2. Соколова М.А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: ГОУ ВПО МГУС, 2006. С. 58.
  3. Соколова М.А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: ГОУ ВПО МГУС, 2006. С. 68.
  4. Соколова М.А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: ГОУ ВПО МГУС, 2006.. С. 70.
  5. Соколова М.А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: ГОУ ВПО МГУС, 2006. С. 74.
  6. Думинова Л.Т., Маршак А.Л, Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. – М., 2002.
  7. Социальная работа: теория и практика. Отв. ред.: Холостова Е.И., Сорвина А.С. – М.: Инфра-М, 2004.
  8. Думинова Л.Т., Маршак А.Л, Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. – М., 2002.
  9. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебник. Под ред. П.Д. Павленка. Рецензенты: Б.Ф. Усманов, Д.А. Донцов. – М.: Инфра-М, 2009.
  10. Маршак А.Л. Детская беспризорность и безнадзорность: состояние и проблемы. - Хабаровск, 2003. С.41.
  11. Донцов Д.А., Донцова М.В. Социальная работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей // Вестник МГПУ № 3, 2008.
  12. Основы социальной работы. Учебник. Изд. 3, исправл. и дополн. Под ред. П.Д. Павленка. – М., 2001. С.154.
  13. Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сборник нормативных актов РФ. – М., 2003. С.87.
  14. Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сборник нормативных актов РФ. – М., 2003.
  15. Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сборник нормативных актов РФ. – М., 2003.
  16. Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сборник нормативных актов РФ. – М., 2003.
  17. Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сборник нормативных актов РФ. – М., 2003.
  18. Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сборник нормативных актов РФ. – М., 2003.
  19. Донцов Д.А., Донцова М.В. Модели семейного психологического консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2. – М., 2009.
  20. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004. С. 36.
  21. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004. С. 49.
  22. Донцов Д.А. Экономические основы социальной работы. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.
  23. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.
  24. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.
  25. Донцов Д.А. Экономические основы социальной работы. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.
  26. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.
  27. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.
  28. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.
  29. Мельникова Э.И. Профилактика безнадзорности детей и подростков. - М., 2002. С.36.
  30. Донцов Д.А., Ерёмина Л.Ю., Орлова И.Н. Правовые и технологические аспекты социальной работы с мигрантами, на примере социальной работы с детьми беженцев // Информационный бюллетень МГППУ Экспертиза психологической безопасности образовательной среды № 4. – М., 2009.
  31. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.
  32. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.
  33. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.
  34. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.
  35. Донцов Д.А. Экономические основы социальной работы. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2006.
  36. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебник. Под ред. П.Д. Павленка. Рецензенты: Б.Ф. Усманов, Д.А. Донцов. – М.: Инфра-М, 2009.

Список литературы

  1. Алексеева Л.С. Состояние, технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. - М.: РАО, Гос. науч. исслед. институт семьи и воспитания. 2001.
  2. Донцов Д.А. Экономические основы социальной работы. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. - М.: МГПУ, 2006.
  3. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. - М.: МГПУ, 2006.
  4. Донцов Д.А., Донцова М.В. Социальная работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей // Вестник МГПУ № 3, 2008.
  5. Донцов Д.А., Москвитина О.А., Ерёмина Л.Ю. Неблагополучные семьи с позиций специалистов по социальной работе // Школа здоровья № 4, 2008.
  6. Донцов Д.А., Донцова М.В. Модели семейного психологического консультирования // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2. - М., 2009.
  7. Донцов Д.А., Ерёмина Л.Ю., Орлова И.Н. Правовые и технологические аспекты социальной работы с мигрантами, на примере социальной работы с детьми беженцев // Информационный бюллетень МГППУ Экспертиза психологической безопасности образовательной среды № 4. - М., 2009.
  8. Думинова Л.Т. Организация социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков. - М., 2002.
  9. Думинова Л.Т., Маршак А.Л, Холостова Е.И. Детская безнадзорность: состояние и пути преодоления. - М., 2002.
  10. Маршак А.Л. Детская беспризорность и безнадзорность: состояние и проблемы. - Хабаровск, 2003.
  11. Мельникова Э.Л. Профилактика безнадзорности детей и подростков. - М., 2002.
  12. Нормативно-правовые основы профилактики беспризорности и безнадзорности детей: Сборник нормативных актов РФ. - М., 2003.
  13. Основы социальной работы. Учебник. Изд. 3-е, исправл. и дополн. Под ред. П.Д. Павленка. - М.: Инфра-М, 2001.
  14. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебник. Под ред. П.Д. Павленка. Рецензенты: Б.Ф. Усманов, Д.А. Донцов. - М.: Инфра-М, 2009.
  15. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства. - М., 2004.
  16. Соколова М.А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ГОУ ВПО МГУС, 2006.
  17. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы. Учебное пособие. - Ростов на Дону: Март, 2005.
  18. Социальная психология в современном мире. Уч. пособ. для вузов. Под ред.: Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002.
  19. Социальная работа: теория и практика. Отв. ред.: Холостова Е.И., Сорвина А.С. - М.: Инфра-М, 2004.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Беспризорность и безнадзорность как социальное явление. Опыт применения технологий социальной работы с безнадзорными и беспризорными в ОВД по Нижневартовскому району. Работа структур государства, ответственных за решение проблем беспризорного детства.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2013

    Безнадзорность и беспризорность как социальное явление. Исторический анализ проблемы безнадзорности и беспризорности в России. Направления социальной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Ярославской области.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2015

    Процесс ресоциализации беспризорных и безнадзорных детей. Задачи учреждений первичного звена по реабилитации безнадзорных детей и подростков. Этапы социальной работы с безнадзорными детьми из приюта. Взаимодействие педагога с безнадзорными детьми.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2010

    Понятие безнадзорности и беспризорности детей и подростков, их место в истории России, проблемы и пути решения. Профилактика данных явлений среди несовершеннолетних. Деятельность соцслужб по работе с несовершеннолетними: отечественный и зарубежный опыт.

    дипломная работа , добавлен 09.07.2010

    Определение детской беспризорности. Предыстория проблемы и причины возникновения беспризорности. Способы решения проблем детской беспризорности. Борьба с беспризорностью и формы работы с беспризорными и безнадзорными детьми в 1920-1930 гг..

    контрольная работа , добавлен 03.12.2008

    Проблемы беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. К вопросу о цветодиагностике в социальной работе с безнадзорными детьми. Интегративные показатели жизненного плана безнадзорных подростков. Профилактика девиантной активности молодежи.

    реферат , добавлен 07.11.2009

    Основные причины увеличения безнадзорности в современных условиях. Категории детей, которых относят к "беспризорным". Историческое формирование системы помощи беспризорникам в России. Специфика социальной работы в учреждениях социальной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

Детская беспризорность - социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства.

Отличительные признаки беспризорности:

полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственниками;

проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство);

подчинение неформальным законам.

Основными причинами беспризорности:

  1. разнообразные социальные катастрофы (войны и социально-экономические кризисы).
  2. масштабные социальные преобразования, затрагивающие все стороны жизни общества в целом и каждого человека (социальные революции, социально-экономические и социально- политические преобразования, политические перевороты и т.п.).
  3. причины, кроющиеся в особенностях внутрисемейных отношений и способах жизнедеятельности конкретных семей: пьянство родителей, аморальный образ жизни, многодетность, катастрофическая бедность, жестокость по отношению к детям и т.п.

Социальная работа с беспризорными направлена на достижение следующих целей:

Изъятие ребёнка из негативного социального окружения;

Первичная социальная адаптация его к жизни в здоровой социальной среде;

Восстановление или компенсация утраченных социальных связей;

Возвращение ребёнка к позитивным формам социальной активности.

Поставленные цели во многом определяют возможные формы и методы

работы с беспризорными детьми, среди которых:

1 .Привлечение или доставка ребёнка в приюты и реабилитационные центры.

2.Лечение, оздоровление и медико-социальная реабилитация ребёнка.

3.Социально-психологическая реабилитация ребёнка, психодиагностика и необходимая психокоррекция.

4.Педагогическая коррекция.

5.Восстановление семейных связей и отношений (если это возможно и отвечает интересам ребёнка).

6.Передача ребёнка в специализированное детское учреждение, либо установление над ним опеки и попечительства.

Нормативно-правовая база организации социальной и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности. Практика социальной и профилактической работы по решению проблемы безнадзорности и беспризорности в регионе.

В последние годы в нашей стране происходят определенные изменения на политическом, законодательном, программно-целевом и организационно-управленческом уровнях, направленные на реализацию требований Конвенции о правах ребенка.

Данная Конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., признает ребенком каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, рассматривает детей как особую социально-демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, считает необходимым создание благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, воспринимая его самостоятельным субъектом права. Конвенция не только подчеркивает приоритет интересов ребенка над интересами общества, но и специально выделяет необходимость особой заботы и государства, и общества о социально депривированных группах детей – сиротах, инвалидах, беженцах, беспризорниках, правонарушителях.


В Российской Федерации в соответствии с требованиями Конвенции принят ряд законодательных актов, указов Президента и постановлений Правительства. В частности, Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. № 942 был утвержден Национальный план действий в интересах детей (действующий до 2000 г.), который положил начало формированию государственной политики в этой области.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусматривает деятельность следующих учреждений и органов: комиссий по делам несовершеннолетних и по защите их прав; органов управления образованием; органов опеки и попечительства; органов по делам молодежи; органов управления здравоохранением; органов службы занятости; органов внутренних дел.

Деятельность специализированных социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения в Российской Федерации».

Правительством РФ принято постановление от 03.10.2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе "Дети России"» на 2003–2006 гг., которая включает в себя подпрограммы «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети-инвалиды».

Основной задачей программы является формирование эффективной комплексной системы государственной поддержки детей, включающей в себя диагностические, профилактические и реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Целями подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» были укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основные мероприятия – создание и внедрение электронной информационной системы выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие новых технологий и форм профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности; организация и проведение мероприятий, способствующих всестороннему развитию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В результате исполнения подпрограммы ожидалось значительное снижение численности беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотическими средствами и психотропными веществами, алкоголем, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы и расширение сети специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации (до 1225 ед.), и учреждений помощи детям и семьям (до 2026 ед.); увеличение количества несовершеннолетних, оказавшихся в трудной ситуации и получивших помощь от государства.

Постановление «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» от 13.03.2002 г. № 154 утвердило План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

В целях усиления мер по совершенствованию оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям издан приказ Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям» от 7.02.2002 г. № 47.

На основе этого приказа Правительством РФ принято постановление «Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений».

Таким образом, можно констатировать наличие процесса становления правовой и нормативной базы социального обслуживания безнадзорных детей и подростков, что позволит повысить уровень их социального благополучия и расширить перечень социальных и медицинских услуг.

Следует учесть, что нормативно-правовую базу социальной работы с данной категорией населения должны составлять и законы, призванные устранить причины возникновения безнадзорности, предупредить процесс деформации микросреды несовершеннолетнего, благоприятствующей его нормальному развитию, превращение ее в микросреду, способствующую безнадзорности.

В соответствии с Конв ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет , если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия Сегодня численность детей в российском обществе оценивается в пределах 38-39 миллионов человек, что составляет около 27% всего населения страны

Основные социальные проблемы детей вызваны, во-первых, их объективным психофизиологическим, интеллект и социальным статусом и, во-вторых , состоянием общества, в котором они живут . Для любого общества характерно существование двух основных систем ограничения жизнедеятельности ребёнка, которые во многом определяют характер и содержание этих проблем.

Прежде всего, это биологическая и физиологическая зависимость ребёнка от родителей, которые приводят к формированию потребностей в пище, уходе, защите, заботе и т.п .

И, наконец, ограниченные возможности и способности ребёнка адекватно реагировать на внешние воздействия и адекватно оценивать собственные действия и поступки. Это

в условиях современного общества дети продолжают оставаться наиболее зависимой, и страдающей и наименее защищённой группой участников любой социальнойкатастрофы (от распада семьи до геноцида). Всё множество социальных проблем , с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы :

1. Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходноговозраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие состороны взрослых и т.п.).2. Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).3. Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).4. Порождённые особенности социально-экономического и социально политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы, дети – участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).

Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:

1. Социально-психологические , направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).

2. Социально-педагогические , дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).

3. Социально-медицинские , предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.). 4. Социально-правовые , включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с уществующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).

5. Социально-экономические , направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).

6.Социально-групповые , позволяющие социальному работнику и другим

специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка. Деятельность органов социальной защиты и других специалистов по работе с детьми должна быть направлена на решение следующих основных задач: - задачи по спасению детей , деятельность, направленная на ликвидациюреальной угрозы жизни и здоровью, благополучию ребёнка (оказание необходимой медицинской помощи, пресечение жестокого обращения с ребёнком, эвакуация из района бедствия и т.п.); - задачи по социальному развитию детей, создание необходимых условий для раскрытия и реализации способностей ребёнка, его социальная адаптация и социальная реабилитация в новых условиях жизнедеятельности); - задачи по социальному функционированию детей, создание благоприятных условий для посильного участия детей в жизни общества, получения ими необходимого в будущем социального статуса и гармонизация его отношений с окружающим миром (повышение образовательного уровня детей, поддержка детских позитивных инициатив и т.п.)

Выделяют следующие основные категории детей, нуждающихся в социальной защите . 1. Дезадаптированные дети , для которых характерно нарушение процессов

социализации, социального функционирования и социального развития К дезадаптированным детям сегодня можно отнести такую группу детей как безнадзорные дети, т.е., дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых Безнадзорность приводит к тому, что эти дети оказываются в системе асоциальных или даже антисоциальных связей, основанных на тех видах деятельности, нормах и правилах поведения, которые отклоняются от одобряемых обществом . Ещё одной, наиболее трагической группой дезадаптированных детей являются брошенные дети . Как показывает опыт современной жизни, в эту категорию попадают дети самых разных возрастов и состояний. Чаще всего, это новорождённые, дети, страдающие тяжёлыми или неизлечимыми заболеваниями, с тяжёлыми физическими или психическими патологиями. Соц помощь брошенным детям – это, прежде всего, решение задач по их спасению. Она с необходимостью включает в себя следующее: - оказание срочной и необходимой медицинской помощи, помещение ребёнка в пециальное детское учреждение (Дом ребёнка, детский дом, детская больница);

- психологическая реабилитация ребёнка, оказание ему необходимой юридической помощи; - назначение, оформление и выплата соответствующих пособий и т.п. При наличии у ребёнка каких-либо родственников и соответствующего желания с их стороны возможно решение вопроса об усыновлении, оформлении опеки и попечительства.

2. Беспризорные дети, т.е., дети, не имеющие родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания (23.С.72).

Основными причинами беспризорности в обществе являются, во-первых, разнообразные социальные катастрофы (войны и социально-экономические кризисы). Во-вторых, масштабные социальные преобразования , затрагивающие все стороны жизни общества в целом и каждого человека (социальные революции, социально-экономические и социально- политические реобразования, политические перевороты и т.п.). В-третьих, причины, кроющиеся в особенностях внутрисемейных отношений и способах изнедеятельности конкретны семей : пьянство родителей, аморальный образ жизни, многодетность, катастрофическая бедность, жестокость по отношению к детям и т.п. Основным документом, определяющим важнейшие направления этой деятельности на территории РФ, является Федеральная программа «Дети-сироты». Согласно этой программе, основными формами социальной защиты детей-сирот являются : - меры, направленные на компенсацию ребёнку утраты родителей и родительской опеки (помещение в детский дом, установление опеки или усыновление);- защита имущественных и жилищных прав;- материальное обеспечение (назначение и регулярная выплата пособия или пенсии);

- создание необходимых условий для всестороннего развития и образования, профессиональной подготовки, гражданского и социального становления детей-сирот. 4. Дети, подвергающиеся жестокому обращению со стороны взрослых . Жестокое обращение с ребёнком может проявляться в достаточно разнообразных формах , таких как - брутальная или физическая жестокость (побои и насилие);

- социальная жестокость (препятствие в получении образования, в общении со сверстниками и во всём, что нарушает процесс нормального социально-

го функционирования или развития ребёнка); - морально-психологическая жестокость (угрозы, насмешки, унижение и психологическая холодность); - сексуальное насилие над ребёнком В работе с этой категорией детей главное – это создание таких условий,которые полностью и в кратчайшие сроки исключают возможность жестокого обращения с ребёнком. Для решения этой задачи на практике применяются следующие основные направления социальной защиты детей, подвергающихся

жестокому обращению: - выявление фактов жестокого обращения с ребёнком; - ограждение его от насилия и жестокости (вплоть до изъятия ребёнка из семьи, группы, коллектива);- оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и правовой помощи;- рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

5. Дети со специфическими социальными и личностными потребностями и

проблемами , Специфика этих потребностей определяется особенностями физического

и интеллектуального развития ребёнка (ребёнок-инвалид или ребёнок с повышенными интеллектуальными способностями), особенностями социальной и природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего Севера и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями социальных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дети-беженцы).